«Мало быть одаренным, нужно быть фанатом!»
ПЛЕЙЛИСТ. НИКИТА ЛЮТИКОВ. МУЗЫКА ДЛЯ КЛАРНЕТА.
Никита Лютиков родился в 1991 году в Санкт-Петербурге. Обучался в Средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в классе доцента, ныне профессора Андрея Большиянова. Затем окончил консерваторию (класс профессора Андрея Казакова). В 14 лет Никита стал лауреатом премии «Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова» и обладателем стипендии Министерства культуры РФ «Юные дарования». В 15 лет – победа на V Международном юношеском конкурсе им. Е. Мравинского, а в 16-ть – на IV Международном конкурсе духовых инструментов в Нью-Йорке. Позднее были лауреатства на международных конкурсах в Бельгии и Германии. С 2014 года Никита Лютиков – солист Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В качестве солиста выступал на ведущих сценах мира, в том числе, в Карнеги-Холл. Гастролировал по Швейцарии и Германии. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2008 года. Музыкант считает, что кларнет близок к человеческому голосу не только по звуку, но и по технике дыхания.
Никита Лютиков: Моя мама Елена Дмитриевна была музыкантом, пианисткой и композитором. Я с раннего детства любил слушать, как она играет, и сам все время хотел играть на фортепиано. У меня был абсолютный слух и чувство ритма, поэтому мама решила отдать меня в музыкальную школу на фортепиано в 7 лет. К 9 годам мама (за что я ей очень благодарен) решила все-таки перевести меня на духовой инструмент, зная, какая огромная конкуренция среди пианистов. Она спросила меня, на каком духовом инструменте я бы хотел играть? Я ответил: на саксофоне. Мы пришли в школу имени Свиридова к педагогу Исааку Львовичу Тикачинскому, он посмотрел на меня и сказал, что я слишком маленький для большого и тяжелого саксофона, поэтому надо начать с кларнета, а потом уже перейти на саксофон, когда я стану физически сильнее. Через год занятий на кларнете Исаак Львович произнес фразу, которую я запомнил навсегда. Он сказал: кларнет - это твой инструмент.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Вы были прилежным учеником?
Никита Лютиков: Лет с 11 у меня начался небольшой бунт. Мне надоело заниматься по 2-3 часа в день, я очень хотел играть в футбол. Занимался я «из-под палки». Ставил себе будильник на два часа и постоянно поглядывал на часы, сколько там мне еще осталось играть. Однажды на даче, в то время как я должен был заниматься с 12 до 14 часов, я сбежал на футбол на весь день. Явился домой только к вечеру. Когда я пришел домой, то кларнета я не обнаружил. Мама спрятала его от меня и не отдавала целую неделю. Сначала мне было довольно хорошо и свободно, я носился в футбол с утра до вечера, но к концу недели ужасно затосковал без кларнета и через пару дней уже умолял маму вернуть инструмент.
СПДМ: Что Вы думаете о сольном репертуаре для кларнета, Вам достаточно того, что уже создано для этого инструмента? И как Вы относитесь к переложениям?
Никита Лютиков: Кларнет вполне можно назвать сольным инструментом. Репертуар у кларнета примерно такой же, как у виолончели, но, на мой взгляд, не все произведения, особенно концерты с оркестром, являются по-настоящему талантливыми, интересными для публики и исполнителей. Кларнет молодой инструмент, и сейчас для него пишут много. Мне жаль только, что такие великие композиторы 20 века, как Дворжак, Рахманинов, Равель, Шостакович, Прокофьев не написали ничего сольного для нашего инструмента, потому что, как я думаю, в то время кларнет считали в большей степени оркестровым инструментом. Что касается переложений, то я очень люблю именно переложения опер Верди, Римского-Корсакова, Бизе и т.д. Потому что считаю, что кларнет наиболее близок к голосу не только по звуку, но и по технике дыхания, артикуляции. Поэтому в исполнении кларнета арии звучат ярко, интересно и по-вокальному.
СПДМ: Какое произведение в Вашем сольном репертуаре является «долгожителем», и что происходит с сочинением, которое играешь на протяжении многих лет, как оно меняется?
Никита Лютиков: Есть произведения, которые в репертуаре каждого кларнетиста являются основными, такие как Рапсодия Дебюсси, Концерт Моцарта, концерты Вебера. И дело не только в том, что на любом конкурсе эти произведения являются обязательными для исполнения, потому что в них очень хорошо слышно мастерство и профессионализм кларнетиста. Эти произведения поистине шедевры мировой классики. В моей жизни особое место занимает Соната Пуленка. Я начал учить ее еще в 9 классе школы и исполнил в Малом зале филармонии, когда мне было 17 лет. Эту Сонату разлюбить невозможно, потому что каждый раз, возвращаясь к ней, я нахожу все новые и новые краски, тембры, смыслы. Я становился старше, набирался жизненного опыта и все яснее начинал понимать, о чем эта музыка, но я уверен, что до конца еще не открыл все тайны композиторского замысла. Поэтому это произведение, как и многие другие, останутся навсегда в моем репертуаре.
СПДМ: Интересуетесь ли Вы дневниками, письмами композиторов? Возможно, Вы находили там некие подсказки к произведениям, которые исполняете?
Никита Лютиков: Безусловно, необходимо знать хотя бы биографию композитора, время, в которое он жил, что он переживал в тот момент, когда сочинял произведение. Это необходимо для того, чтобы понять, что хотел сказать композитор. Основная задача исполнителя - постараться передать замысел автора, погрузиться и погрузить слушателей в атмосферу того времени, когда композитор сочинял свое произведение.
СПДМ: В качестве солиста Санкт-Петербургского Дома музыки Вы выступаете больше 10 лет. Какие концерты имели для Вас особое значение в эти годы?
Никита Лютиков: Каждое выступление - это особое событие в жизни. Когда тебе дают возможность выйти на сцену - это счастье. Мне еще в детстве внушили, что каждый концерт нужно играть как последний в своей жизни. А концерты Дома музыки - это особая ответственность, потому что выступления проходят в лучших залах России и Европы, с лучшими оркестрами! Нужно всегда доказывать, что ты достоин, что ты не стоишь на месте, что ты развиваешься.
СПДМ: Любимые произведения сольного репертуара?
Никита Лютиков: Их много! Я могу назвать произведения, которые, на мой взгляд, получились хорошо, исполняя их, я получил невероятное удовольствие: Концерт Моцарта с оркестром Мариинского театра, концерты Вебера с оркестром Капеллы и много камерной музыки, когда за роялем был Сергей Редькин или Андрей Телков.
Мне тяжело исполнять то, что мне совсем не нравится. Хотя в последнее время я стараюсь находить в нелюбимых пьесах красивые темы, мотивчики, например, если нужно обязательно исполнить на конкурсе такое «нелюбимое произведение». Из всеми известных произведений мне совсем не близка Соната Денисова. Возможно, я еще не дорос до нее. Все может измениться.
СПДМ: Что, кроме таланта, на Ваш взгляд, нужно музыканту, чтобы стать одним из лучших?
Никита Лютиков: Одного таланта недостаточно. В 16 лет я впервые услышал, как звучит Филипп Купер - выдающийся французский кларнетист, и уже на следующий день я в своей комнате, в абсолютной темноте, с закрытыми глазами пытался повторить звучание и тембр этого кларнетиста, который меня покорил и просто свел с ума с первой ноты. Мало быть одаренным, нужно быть фанатом!
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
https://eng.spdm.ru/soloist-march2022-nikita-lyutikovIN ENGLISH