17
июня
Вторник
14:00
2025
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Фортепианный марафон»

Ф. Лист (1811-1886).
Сонет Петрарки №104 из цикла «Годы странствий», год II «Италия»
для фортепиано S.161 №5 

Ф. Шопен (1810-1849).
Рондо для фортепиано до минор op.1 

A. Скрябин (1872-1915).
Вальс ля бемоль мажор для фортепиано op.38

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Крушинова (фортепиано)

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №4 для фортепиано ми бемоль мажор op.7 

к 215-летию композитора
Р. Шуман (1810-1856).
Новелетта для фортепиано ре мажор ор.21 №2

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Феденко (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В фортепианном наследии Ференца Листа особое место занимает цикл «Годы странствий», пьесы которого создавались на протяжении многих лет. Его своеобразным лирическим центром являются три «Сонета Петрарки» (№№ 47, 104, 123), где фортепиано «пропевает» стихи великого итальянского поэта–гуманиста (1304–1374). Сонет Петрарки № 104:
Мне мира нет — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт —
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях — сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный. Жду — убьёт;
Но медлит он — и вновь надежде внемлю.
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: "Пощада!"
Кляну себя — и всё же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!
Раскрывая в музыке возвышенное поэтическое содержание, Лист создает яркую концертную романтическую пьесу, где выразительная мелодика, прихотливая гармония, импровизационность фактуры невольно вызывают в памяти ноктюрны Ф. Шопена.
 
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. В каждом из них музыкант выступает как яркий представитель романтизма, выдающийся художник, создающий жанры новые и привносящий необычные черты в жанры традиционные. Путь Ф. Шопена как композитора начался с Рондо до минор, написанного в 1825 году и обозначенного как ор. 1. В этом сочинении уже проявляются черты будущего великого музыканта, открывшего новые пути в истории фортепианного искусства.  В Рондо главенствует основная тема, в ней слышны польские песенные интонации, которые  чередуется с выразительными эпизодами, раскрывающими богатую палитру настроений. Произведение посвящено Л. Линде, супруге директора Лицея в Варшаве, где учился композитор.
 
В своем творчестве А.Н. Скрябин довольно часто обращался к жанру вальса, но рассматривал его не как бытовую танцевальную пьесу, а как лирическую фортепианную фантазию на тему вальса. Эти черты свойственны и одной из самых известных пьес композитора – Вальсу ор. 38, написанному в 1903 году. Сохраняя традиционную трехдольность, Скрябин настолько преобразовал ее, создав конфликтные ритмические последования, что вальс обрел вдохновенность и полетность, отличающие в творчестве композитора жанры поэмы и прелюдии. При этом композитор, однако, сохранил главное, что характеризует вальс — его лиричность и возвышенность
 
Фортепианные сонаты в творчестве Л. ван Бетховена появлялись на протяжении всей жизни: композитора испытывал неистребимую тягу к созданию сочинений в данном жанре, как бы избрав его для себя в качестве основы для остальных сочинений. В фортепианной сонате шла интенсивная творческая работа, возникали и разрабатывались новые идеи, осмысливалось новое художественное содержание, шлифовались формы и приемы музыкальной выразительности. К тому же в них закладывались черты особого «бетховенского» пианизма, который современники сравнивали с «дико пенящимся вулканом». В результате все 32 фортепианные сонаты, созданные музыкантом, являют собой поразительный феномен, по богатству и художественному результату не имеющий аналогов в мировой музыкальной культуре. Б.В. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения». Свою Сонату № 4 композитор завершил в 1797 году, посвятив ее ученице Б. Кеглевич. Известный пианист и педагог Карл Черни отмечал, что после исполнения Сонату № 4 стали называть «Влюбленной». Произведение представляет собой масштабный четырехчастный цикл (не случайно ее часто определяют как «большая соната»). Один из исследователей творчества Бетховена писал о Сонате № 4: «Лев сотрясает тут перекладины клетки, где его еще держит взаперти безжалостная школа». Ощущение монументальности начинается уже в первой части, оно определяет все дальнейшее звучание. Вторая медленная часть раскрывает образы философского раздумья, а быстрая третья, напротив звучит как скерцо. Четвертая часть, жизнерадостная по звучанию, охватывает материал предшествующих частей, осмысливая настроения каждой из них.
 
Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. Жанр новеллетты пришел в музыку из литературы, где этим термином обозначают маленький рассказ. Лаконичность, простота, повествовательный характер стали особенностями музыкальных новелетт, которые создавались многими композиторами. Музыкальная новелетты утвердилась в европейской традиции, начиная с Р. Шумана, который оставил яркие образцы небольшой инструментальной пьесы повествовательного характера. В 1838 году композитор создал цикл «Восемь новелетт», где каждая из пьес выступает как выразительная миниатюра. В этом цикле Вторая новелетта ре мажор сопровождается ремаркой автора: «Ausserst rasch und mit Bravour» (Исключительно быстро и с блеском), она представляет собой технически сложную фортепианную пьесу, где стремительные крайние части оттенены нежным, лирическим Интермеццо в ее середине. Свой цикл автор посвятил пианисту и композитору Адольфу фон Гензельту (1814–1889).

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин