К 340-летию И.С. Баха и 150-летию М. Равеля
21 марта, в пятницу, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на программу цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) в день рождения Баха его сочинения исполнят альтистка Антонина Попрас, флейтистка Светлана Маренкова и гобоистка Анастасия Гламаздина. В программе прозвучит музыка еще одного юбиляра этого месяца – сочинения Равеля исполнят пианист Роман Соснин, арфистка Ольга Красковская и скрипачка Анна Савкина. Партии фортепиано – лауреаты международных конкурсов Елена Серова и Андрей Телков.
В 1906 году Морис Равель, чьё 150-летие приходится на 7 марта этого года, написал сочинение для хроматической арфы, фактически это был заказ от фирмы-производителя инструментов. Арфа без педалей, функции которых замещались дополнительными струнами, очень недолго была в центре внимания музыкантов. А сочинения, написанные для нее, стали исполнять на обычной арфе. Интродукция и Аллегро для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета Равеля – великолепная лирическая пьеса, наполненная очарованием юности, дыханием весны. Она прозвучит в переложении для арфы и фортепиано.
Сочинения Иоганна Себастьяна Баха (его 340-летие музыкальный мир отметит 31 марта) для флейты, наряду с моцартовскими, составляют основу современного флейтового репертуара. Соната №4 для флейты и бассо континуо до мажор BWV 1033 написана предположительно в 1736 году, а опубликована в 1876 году. Для стиля камерной сонаты было характерно наличие танцевальных частей, как в сюите. Четырехчастная соната Баха оканчивается двумя менуэтами.
«Я писал сонату для инструментов по самой своей сущности несовместимых», – говорил Равель о своей Сонате №2 для скрипки и фортепиано соль мажор, сочиненной в 1927 году. Подчеркивая контраст между скрипичной и фортепианной партиями, композитор использовал политональные сочетания – прием, характерный для сочинений того времени. Элементы джаза (тоже примета времени) также стали источником выразительных средств.
«Сюиты для виолончели позволяют заключить, что Бах видел технические возможности этого инструмента, – возможности, которые в то время не получили должного применения. Здесь, как и во многих отношениях, он шел впереди своего времени», – говорил Пабло Казальс. Сюиты для виолончели соло Бах создал в кётенский период творчества – с 1717 по 1723 годы. Каждый цикл состоит из семи пьес: прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух номеров «дивертисментного» плана и финальной жиги. Созданные в эпоху барокко, с учетом тогдашней виолончельной техники, сюиты стали особенно популярны благодаря тому, что мелодическое одноголосие Бах гениально наполнил полифоническим звучанием. В программе Сюита №2 для виолончели соло ре минор BWV 1008 будет исполнена на альте соло.
В эпоху барокко гобой стал очень популярным сольным инструментом. Композиторы любили его за теплое, насыщенное звучание, необычный оттенок. Основу гобойного репертуара составляют сочинения той поры. В Сонате для гобоя и фортепиано соль минор BWV 1030b Баха в полной мере раскрываются тембровые особенности гобоя.
В 1905 году Равель написал цикл фортепианных пьес «Отражения». Каждая пьеса посвящена участникам группы молодых литераторов и художников, к которой примкнул композитор, обучаясь в консерватории. Богемная молодежь в шутку называла себя «апашами» («босяками»). В «Отражениях» ярко выражены черты импрессионизма. Вторую пьесу сборника «Печальные птицы» композитор написал под впечатлением от прогулок в лесу, в музыке отчетливо передан свист дрозда. Четвертая пьеса – «Утренняя серенада шута» – жанровая сценка на испанскую тему, с характерными отзвуками гитары и кастаньет.
Роман Соснин (фортепиано), 21 год – студент Музыкального училища им. Гнесиных при Российской Академии Музыки (класс Заслуженного артиста России, профессора Юрия Богданова). Победитель I Международного конкурса молодых пианистов им. С.В. Рахманинова (Москва, 2018). Лауреат II премии I Международного фортепианного конкурса русской музыки (Рязань, 2019). Победитель Молодежных Дельфийских игр России (2021). Лауреат III Премии Международного фортепианного конкурса им. А.Скрябина (Италия, Гроссето, 2025). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Анна Савкина (скрипка), 30 лет – ассистент-стажер Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). Победительница Международного музыкального конкурса "Buchenau Spring" (Германия, 2018). Победительница Всероссийского конкурса, посвящённого 75-летию Казанской консерватории (2020). В настоящее время играет на скрипке Томмазо Балестриери 1752 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Антонина Попрас (альт), 29 лет – выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс доцента Романа Балашова), где в настоящее время является ассистентом-стажёром (класс Народного артиста РФ, профессора Юрия Башмета). Обладатель Гран-при Международного конкурса «Grand Music Art» (2019). Лауреат I премии Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах им. Рудольфа Баршая (2021). Лауреат II премии Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах им. Марины Яшвили (Грузия, 2022). Лауреат III премии Международного конкурса альтистов Юрия Башмета Viola Masters (2023).
Анастасия Гламаздина (гобой), 20 лет – студентка Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П. Мусоргского (класс преподавателя Григория Каца, с 2022 года класс преподавателя Павла Соколова). Лауреат III премии Международного конкурса музыкального искусства им. А.К. Глазунова (2022). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей им. Ю.Н. Должикова (Москва, 2023). Лауреат III премии Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Moscow wind» (2023). Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования» (2020). Лауреат I премии Общероссийского конкурса "Молодые дарования России" (2023).
Ольга Красковская (арфа), 18 лет – студентка Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова (класс преподавателя Галины Тимофеевой, с 2024 года – класс преподавателя Елены Класс). Лауреат II премии XI Сoncorso musicale città di Philadelphia (США, 2019). Лауреат II премии Международного конкурса «Территория творчества» (МГК им. П.И. Чайковского, Москва, 2023). Лауреат II премии Международного музыкального конкурса, посвященного 150-летию С.В. Рахманинова (online, 2023). Лауреат I премии Gabriel Faure Music World competition (online, 2024). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2025 года.
Светлана Маренкова (флейта), 20 лет - студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Александра Голышева). Лауреат I премии Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Духовые и ударные инструменты» (Москва, 2021). Лауреат I премии Международного открытого фестиваля-конкурса молодых музыкантов «Vivat Musica» (Москва, 2021). Лауреат I премии VIII Международного конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи» (2023). Лауреат I премии 28-го Международного конкурса для молодых инструменталистов “Gran Premio Povoletto” (Италия, 2024). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
21 марта 2025 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500 - 700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96