500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
М. Равель (1875-1937).
Интродукция и Аллегро для арфы и фортепиано M46
Ольга Красковская (арфа)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
И.С. Бах (1685-1750).
Соната №4 для флейты и бассо континуо до мажор BWV 1033
Светлана Маренкова (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
М. Равель (1875-1937).
Соната №2 для скрипки и фортепиано соль мажор M77
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
И.С. Бах (1685-1750).
Сюита №2 для виолончели соло ре минор BWV 1008
(исполняется на альте соло)
Антонина Попрас (альт)
И.С. Бах (1685-1750).
Соната для гобоя и фортепиано соль минор BWV 1030b
Анастасия Гламаздина (гобой)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
М. Равель (1875-1937).
«Отражения» («Miroirs»), цикл пьес для фортепиано M.43
II. «Печальные птицы» («O iseaux tristes»)
IV. «Утренняя серенада шута» («Alborada del gracioso»)
Роман Соснин (фортепиано)
О программе концерта
Французский композитор, пианист и дирижер Морис Равель, продолжатель традиций музыкального импрессионизма, выступил как автор сочинений многих жанров, в которых богато представлена фольклорная и профессиональная музыка Франции и Испании. Он известен как создатель опер, симфонических, а также камерно-инструментальных и камерно-вокальных опусов. Интродукция и Аллегро для арфы флейты, кларнета и струнного квартета были написаны композитором в 1906 году предположительно для конкурса, проводившегося тогда в Парижской консерватории. Подчеркнутая значимость партии арфы не помешала композитору сформировать в целом органичный ансамбль, где все инструменты создают естественный лирический, подчас вальсообразный фон, оттеняя звучание солирующей арфы. Произведение одночастно: во вступлении (Интродукции) представлены основные темы, развивающиеся далее в Аллегро. Выделяется каденция сольного инструмента, открывающая репризу. Здесь Равель опирается на традиционные гаммообразные пассажи и переборы, использует оригинальные приемы glissando по звукам нисходящих и восходящих септаккордов, добивается пластичности общего звучания. Свой опус композитор посвятил А. Блонделю (1849-1935), возглавлявшему фирму музыкальных инструментов «Maison Érard». Произведение прозвучит в переложении для арфы и фортепиано.
Значение духовых инструментов в творчестве И.С. Баха велико. Композитор широко использовал их в своих сочинениях, поручая передачу важнейших эмоционально-образных и драматургических элементов. Особенно ярко это проявилось в камерно-инструментальном наследии И.С. Баха, где представлены и произведения для флейты, в том числе – Шесть флейтовых сонат, написанных в Кётенский период в 1717-1723 годах. Они стали важной вехой в истории флейтового исполнительского искусства, хотя диапазон сольного инструмента здесь еще сравнительно небольшой. Соната для флейты и бассо континуо до мажор BWV1033 является четвертой в данном сборнике. Термин «Бассо континуо» (Basso continuo) в эпоху барокко обозначал способ записи аккомпанемента, а также инструмент или ансамбль инструментов, сопровождающих солиста. Поэтому партия флейты может исполняться в сопровождении и чембало, и фортепиано. Соната до мажор включает четыре части. Первая состоит из двух контрастных разделов (Andante. Presto) – медленном начальном и стремительном втором. Быстрая вторая часть (Allegro) построена на бесконечном развертывании основной темы у солирующей флейты; третья часть (Adagio) представляет собой спокойную по характеру музыкальную зарисовку; два галантных Менуэта логично завершают сочинение.
Среди сочинений для скрипки Мориса Равеля выделяются его сонаты. В Сонате для скрипки и фортепиано № 2, работа над которой завершилась в 1927 году, преобладают светлые, пасторальные тона. Произведение создавалось композитором параллельно с камерно-вокальным циклом «Мадагаскарские песни» и образно во многом с ним связано. М. Равель предстает в Сонате как мастер лирического повествования, особенно в первой части (Allegretto). Вторая часть Blues. Moderato опирается на интонации и ритмы джазовых мелодий, которые в те годы постоянно звучали в парижских кафе. В третьей части, отмеченной композитором ремаркой «Perpetuum mobile. Allegro», сохраняется «вечное движение», построенное на безостановочном звучании шестнадцатыми нотами. Свою Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения, с которой композитор консультировался в процессе работы над ним.
Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723) занимают в творчестве И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. Отличающую жанр сюиты последовательность танцев композитор превращает в сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы; популярны также переложения для разных инструментов. В сегодняшнем концерте Сюита ре минор прозвучит в исполнении на альте.
Соната для гобоя и фортепиано соль минор была написана И.С. Бахом предположительно в 1736 году, она является версией Сонаты для флейты и фортепиано BWV 1030, предназначенной для другого солирующего инструмента. Сонату для гобоя Бах рассматривает как трехчастный цикл с несколько меланхоличной вначале первой частью (композитор не обозначил ее темпа и характера), яркой танцевальной сицилианы в качестве второй части и стремительного финала (Presto). Сложная партия солиста, разнообразие технических приемов, мастерское преображение ведущих тем на протяжении каждой из частей делают произведение необычайно привлекательным для исполнителей и слушателей.
Морис Равель создал целый ряд произведений, воссоздающих особый образный и звуковой мир импрессиони стов. Природа с ее многогранностью, бескрайностью, бесконечностью нюансов дает человеку возможность погрузиться в необычную атмосферу, по-новому воспринимая реальную действительность. Это слышание композитор с особой силой передает в фортепианных произведениях, среди которых – цикл «Отражения», написанный в 1905 году. Пять его пьес — «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Альборада», «Долина звонов» — представляют собой яркие самостоятельные сочинения. Четыре из них решены как музыкальные картины природы, а пьеса «Альборада» («Утренняя серенада шута»), представлена Равелем как жанровая сценка. В «Отражениях» композитор во многом впервые открывает ряд выразительных средств, которые станут характерными для музыкального импрессионизма. Это техника тончайшей фортепианной фактуры, музыкальная многопластовость, насыщенная гармония и блестящие фигурации, имитация звуков гитары и кастаньет в танце, чередующемся с напевными, почти вокальными фразами, передача колокольного перезвона, словно растворяющегося в природе. Из всех пьес цикла особое распространение получила «Альборада», позднее блестяще оркестрованная композитором. Пьесу «Печальные птицы» автор посвятил испанскому пианисту Рикардо Виньесу (1875–1943), а «Альбораду» – музыковеду Мишелю Кальвокоресси (1877–1944).
проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин