«Музыкальная сборная России», а также французский импрессионизм, салонные пьесы, балетные и оперные номера, вариации, романс и Пульчинелла
22 ноября, в субботу, в 17.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Дом дворянского собрания Тульской областной филармонии им. И.А.Михайловского (г.Тула, пр. Ленина, д. 44) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В «Виолончельном марафоне» выступят лауреаты международных конкурсов: Полина Тхай, Тихон Евланов, Илья Михайлов, Богдан Ефремов. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля. В программе – сочинения Шумана, Давыдова, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова, Стравинского, Мартину, Шостаковича и Щедрина.
Программу марафона откроет Соната для виолончели и фортепиано ре минор Дебюсси, сочиненная в 1915 году. О ней композитор писал: «Не мне судить о ее совершенстве, но я люблю ее пропорции и форму – почти классическую в хорошем смысле слова». В ней много оригинальных приемов по части ритмов, гармоний и фактур; партия виолончели очаровывает богатством регистровых контрастов и штрихов. Сонату композитор посвятил жене. Под своим именем на титульных листах ставил подпись: «Французский музыкант».
Карла Давыдова – композитора и виолончелиста – Кюи называл «величайшим из виолончелистов не только по недосягаемому совершенству техники, но и глубокому пониманию, беспредельно изящному вкусу, высокому благородству исполнения». Обладая выдающимися исполнительскими данными, Давыдов создавал сочинения, которые позволяли ему максимально использовать свои технические возможности. Основой его музыки всегда была ясная и выразительная мелодия в сочетании с блестящей виртуозностью. В программе прозвучат: Vivace из цикла «Три салонные пьесы» для виолончели и фортепиано и Баллада для виолончели соль минор.
Игоря Стравинского современники называли «человеком тысячи одного стиля» – в его самобытном творчестве самым непредсказуемым образом сочетались различные направления. В 1932 году он создает «Итальянскую сюиту» для виолончели и фортепиано по мотивам своего балета «Пульчинелла», написанного на основе музыки итальянского композитора XVIII века Джованни Перголези. В сюиту включены лучшие балетные номера, в том числе и вокальные.
В 1849 года Шуман сочинил Три пьесы-фантазии для виолончели и фортепиано. Название Fantasiestücke неоднократно встречается в его камерных опусах. Три разнохарактерные миниатюры (Zart und mit Ausdruck – Lebhaft, leicht – Rasch, mit Feuer) композитор мастерски связал музыкальной нитью, поместив в третью часть мотивы двух предыдущих пьес.
В цикле Двенадцать романсов ор.21 Рахманинова, созданном в 1902 году, можно выделить два основных типа, характерных для вокальной лирики композитора. Один представляет собою развернутый драматический диалог. Другой – это светлые пейзажно-лирические зарисовки, среди которых романс «Здесь хорошо» на стихи поэтессы Галины Галиной, современницы композитора. Это сочинение можно назвать одним из самых ярких в вокальном творчестве Рахманинова. Романс посвящен таинственной «N». Он прозвучит в переложении для виолончели и фортепиано Владимира Тонха.
Одна из самых известных пьес Чайковского Pezzo capriccioso для виолончели была предназначена для исполнения с оркестром, но впервые прозвучала в 1888 году в камерном составе: за роялем автор, партию виолончели исполнял Анатолий Брандуков, которому посвящено сочинение. Эта пьеса, эффектно сочетающая в себе мелодические и виртуозные качества, звучит во всех концертных залах мира и входит в обязательную программу Международного конкурса им. П.И.Чайковского.
Премьера балета Шостаковича «Светлый ручей» состоялась весной 1935 года в Ленинградском Малом театре оперы и балета. А в ноябре спектакль уже с успехом шел в Большом театре в Москве. О музыке своего балета композитор говорил, что она «весела, легка, развлекательна и, главное, танцевальна». Сценическая судьба постановки о жизни колхоза была несчастливой. Балет сошел со сцены после разгромной статьи в газете «Правда» в 1936 году и вернулся в театр только в 2003-м. В концерте прозвучит Адажио из балета «Светлый ручей» – очаровательный лирический номер, который с успехом исполняется на концертной эстраде.
Судьба оперы Щедрина «Не только любовь» повторяет историю «Светлого ручья». После премьеры в Большом театре в 1961 году спектакль исчез из репертуара. Сегодня интерес к опере возвращается. «Не только любовь» – первый опыт Щедрина в этом жанре. В основе либретто – рассказ писателя Сергея Антонова о послевоенной жизни русской деревни. Основой музыкального языка оперы стала частушка – неотъемлемая часть деревенского быта той эпохи. В сцену молодежной вечеринки автор включил Кадриль. Этот гротескный номер прозвучит в переложении для виолончели и фортепиано Григория Зингера.
Творчество чешского композитора Богуслава Мартину очень разнообразно по жанрам и музыкальному языку, в нем переплелись французский импрессионизм и чешские народные традиции. Для его стиля характерны полифонизм, ритмическое своеобразие и элементы юмора. Вариации на тему Россини для виолончели и фортепиано, написанные в 1942 году, композитор посвятил Григорию Пятигорскому. Обращаясь к теме великого Россини, стилистику прошлого Мартину наполняет интонациями ХХ века.
Полина Тхай (виолончель), 17 лет – учащаяся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс преподавателя Марии Журавлёвой). Лауреат I премии IV международного конкурса Оскара Ридинга (Словения, 2020). Лауреат I премии VIII Международного конкурса ЦМШ (Москва, 2022) и IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2022). Лауреат II премии XI Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (г. Санкт-Петербург, 2023). Лауреат премии «Молодые дарования России» (2024). Стипендиат Фонда Владимира Спивакова. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Тихон Евланов (виолончель), 17 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс доцента Олега Бугаева). Лауреат I премии Cello Mahler Prize Competition (Чехия, Прага, 2021). Лауреат I премии Международного конкурса Г. Свиридова (Санкт-Петербург, 2021). Лауреат II премии Международного музыкального конкурса им. Е. Мравинского (Санкт-Петербург, 2022). Лауреат II премии Международного конкурса виолончелистов им. С. Кнушевицкого (Саратов, 2023). Обладатель Гран-при грантов Мэра Москвы (2024). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Илья Михайлов (виолончель), 26 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Александра Рудина). Признан лучшим выпускником года Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (2024). С 2024 года ассистент-стажёр Московской консерватории (класс того же педагога). Лауреат II премии Всероссийского конкурса-фестиваля им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва, 2020). Лауреат III премии IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). Победитель III Международного конкурса молодых музыкантов-исполнителей «Территория творчества» (МГК им. П.И. Чайковского, 2025). С 2019 года является обладателем Гранта Президента РФ. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Богдан Ефремов (виолончель), 20 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ Игоря Зимина). Лауреат I премии Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В.Свиридова (2019). Обладатель Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени профессора В.И. Шера (Петрозаводск, 2021). Лауреат I премии V Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого (2021). Полуфиналист XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2023). Лауреат I премии Международного конкурса молодых музыкантов «Симфония Ямала» (2024). Лауреат III премии 6-го Международного конкурса струнных инструментов имени Элис и Элеоноры Шёнфельд (Китай, Харбин, 2025). Лауреат II премии VII Международного конкурса виолончелистов имени С. Кнушевицкого (Саратов, 2025). Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2022 года.
Дом дворянского собрания – один из самых значимых объектов культурного наследия XIX века, памятник федерального значения. Здание торжественно открылось в 1856 году и интересно многими фактами и событиями, оставившими памятный след в истории Тулы. Здесь в разные годы бывали видные государственные деятели, выступали знаменитые музыканты, актеры и поэты, проходили важные общественные мероприятия, работали культурно-просветительские, научные и даже лечебные учреждения губернии; в 1914–1917 годах находился офицерский госпиталь, который в ноябре 1914 года посетил император Николай II. В 2013 году Дом дворянского собрания по распоряжению Правительства Тульской области перешел в ведение Тульской областной филармонии. В 2014 году были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы здания. Сегодня Дом Дворянского собрания – это современный мультикультурный центр, где проходят многие значимые события Тульского региона.
22 ноября 2025 г. Начало концерта в 17.00
г.Тула, пр. Ленина, 44. Дом дворянского собрания Тульской филармонии
Стоимость билетов: 300 - 400 руб.
Доступна оплата «Пушкинской картой»
Телефон кассы: 8 (487) 236-49-00
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Сочи, Воронеже, Кирове, Петербурге, Москве, Ялте – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96