17
февраля
Пятница
19:00
2023
Стоимость билетов:
500-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Парад духовых"
I отделение

В. Пескин (1906-1988). Концертное аллегро ( Концерт №2)
для трубы с оркестром (в переложении для трубы и фортепиано) си-бемоль минор (1949)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Георгий Гринемайер (труба)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

А.Гильман (1837-1911). Симфоническая пьеса
для тромбона и фортепиано op.88 
Ф. Морель (1876-1938). Пьеса в фа миноре для тромбона и фортепиано (1933) 

Исполняет – лауреат международного конкурса
Федор Романов (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Ирина Лобикова

А. Дорати (1906-1988). Концертный дуэт для гобоя и фортепиано (1983)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Матюхин (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение

Дж. Энеску (1881-1955). «Легенда» для трубы и фортепиано (1906)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Георгий Гринемайер (труба)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

Ф. Пуленк (1899-1963). Соната для флейты и фортепиано FP164

Б. Годар (1849-1895). Вальс из Сюиты для флейты и фортепиано op.116 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Софья Морозова (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

Э. Боцца (1905-1991). «Сельские картинки» для трубы и фортепиано си-бемоль мажор (1955)

Исполняет – лауреат международного конкурса
Владислав Северов (труба)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Владимир Ананьевич Пескин – трубач, композитор, музыкант с трудной судьбой. Он родился в Иркутске, в 1914-1916 года жил в Швейцарии (его отец был ссыльным революционером), учился в Женевской музыкальной академии. В 1922 году Песков поступил в Московскую консерваторию, где занимался в классе знаменитого пианиста С. Е. Фейнберга. Заболевание рук заставило Пескина сменить специальность, его основное внимание было направлено в область композиции. Уже в 1930-е годы он начал создавать произведения для духовых инструментов. Им написаны 3 концерта для трубы, вариации для трубы и фортепиано, две поэмы, скерцо, рондо-скерцо, ряд пьес малой формы: прелюдии, романсы, юморески и др. В. А. Пескина называют одним из создателей современной музыки для трубы, по-новому открывшим выразительные возможности инструмента. Долгие годы сотрудничества связывали В. А. Пескина с выдающимся виртуозом Тимофеем Докшицером, который писал о композиторе: «Композиторский почерк Пескина близок к музыке романтиков. По моему мнению, это современный Мендельсон. Его вклад в репертуар трубачей неоценим». Концертное аллегро (Концерт №2) для трубы c оркестром (в переложении для фортепиано)  си-бемоль минор был написан в 1949 году Вероятно, прообразом для произведения стало Концертное аллегро ор. 18 А. Н. Скрябина, являющее собой блестящей образец свободной виртуозной пьесы. Сходные черты проявляются и сочинении В. А. Пескина, представляющем собой образец виртуозной фантазии, где главную партию исполняет труба.

Александр Гильман — французский органист и композитор, профессор Парижской консерватории. Он был автором отдельных инструментальных произведений, среди которых следует выделить Симфоническую пьесу для тромбона и фортепиано. Парадоксальность такого названия (речь идет о произведении, где участвуют только два инструмента — тромбон и фортепиано) становится понятной, если вслушаться в музыку: она наполнена контрастными элементами, разнообразными штрихами, многочисленными «подтекстами», позволяющими двум инструментам создать иллюзию объемного оркестрового или органного исполнения (не случайно Симфоническая пьеса первоначально была написана с участием не фортепиано, а органа). Композитор посвятил пьесу «Моему другу Теодору Дюбуа, директору Национальной консерватории», который также был знаменитым органистом.

Франсуа Морель – известный канадский композитор, пианист, дирижер, педагог, многие годы он был директором Академии музыки Квебека, сотрудником Канадского музыкального центра. Ф. Морелю принадлежит множество остросовременных произведений в различных жанрах – необычных по образному строю и музыкальному решению. Среди них – Étude en forme de toccate для двух ударных инструментов (1968), «Фигуры-сегменты-эллипсы» для кларнета и струнного квартета (1990), «Строфы, последовательности, движения» для 12 саксофонов (1999) и другие сочинения. Пьеса в фа миноре для тромбона и фортепиано принадлежит к числу ранних опусов композитора, в которой, однако, уже проявляются характерные черты музыканта: свобода композиции, сложная исполнительская фактура, внимание к приемам звукоизвлечения.

Антал Дорати — известный венгерский и американский дирижер и композитор, ученик З. Кодаи и Б. Бартока. В его насыщенной карьере дирижера есть эпизоды, связанные с русским искусством: начиная с 1934 года, Дорати был музыкальным руководителем Русского балета в Монте-Карло. С 1942 года он жил и работал в США, выступая со многими оркестрами страны. Дорати был первым дирижёром, записавшим (в 1954 г.) музыку балетов П. И.  Чайковского —«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Среди композиторских творений Дорати выделяются сочинения для гобоя — как солирующего, так и в ансамбле. Его диптих «Duo Concertante» («Концертный дуэт») был написан в 1984 году и посвящен швейцарскому гобоисту и композитору Хайнцу Холлигеру. Две пьесы, идущие без перерыва, представляют собой яркие драматические зарисовки, соединяющие разные настроения.

Слава румынского композитора, скрипача, дирижера Джордже Энеску пришла к нему в ранние годы. Он был вундеркиндом, в 7 лет поступил учиться в Венскую консерваторию, позднее занимался в Парижской консерватории у Ж. Масснэ и Г. Форэ. Большую часть жизни Д. Энеску провел во Франции, здесь же написал свои основные сочинения – три симфонии, квартеты, сонаты, вокальные опусы. Будучи членом экзаменационного жюри Парижской консерватории, он создавал для выпускников конкурсные сочинения. В 1906 году для такого конкурса и была написана пьеса «Легенда» для трубы и фортепиано, которую композитор посвятил известному трубачу М. Френкену. Сложная одночастная композиция сочинения пронизана эпическими интонациями, которые звучат с самого начала, словно олицетворяя образ сказителя, повествующего о сражениях и лирических переживаниях героя. 

Франсис Пуленк, французский композитор, пианист, критик, был одним из ведущих музыкантов знаменитой французской “Шестерки”, автором многочисленных сочинений разных жанров. Созданная в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro мalinconico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат.  Композитор писал: «Моя музыка — это мой портрет», подчеркивая тем самым автобиографичность своих сочинений. Соната для флейты и фортепиано действительно отражает облик своего создателя. Исследователь М. Макдональд пишет: «Произведение проникнуто фирменной горьковато-сладкой грацией, остроумием, иронией и чувством Пуленка, которые по-разному проявляются в каждой из трех частей. Первая проясняет элегические настроения композитора; вторая – восхитительная кантилена для флейты; стремительный и очень сложный для исполнителей, пугливый и жизнерадостный финал завершает произведение в веселом и сардоническом стиле».

Бенжамена Годара по праву считают одним из ярких представителей французского романтизма, в сочинениях которого тонко и последовательно раскрываются национальные черты. Особую известность получили оперы композитора, в числе которых — «Драгоценности Жанетты»,  «Маркитантка» и др. Однако, «Сюита из трех пьес», созданная в 1890 году и посвященная солисту П. Таффанелю, до сих пор остается самым известным сочинением Б. Годара. Несмотря на отсутствие программного заголовка всего сочинения, каждая из пьес раскрывает основной замысел художника, связанный с передачей образа героя в его состоянии житейского оптимизма («Аллегретто»), лирического единения с природой («Идиллия»), в вихревом кружении бала («Вальс»). Последняя из пьес – изящный, вдохновенный Вальс принадлежит к лучшим страницам творчества композитора.

Популярный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же славу ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Э. Боцца продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси. Среди опусов Э. Боцца – Баллада для бас-кларнета и фортепиано, Соната для гобоя и фортепиано, Сонатина для брасс-квинтета и многое другое. «Сельские картинки» представляют собой яркую инструментальную программную пьесу, в которой отчетливые слышны фольклорные интонации. Написанная в свободной одночастной форме, пьеса строится на красочном сопоставлении контрастных эпизодов – героических и пасторальных, патетических и лирических. Композитор использует виртуозные и художественные возможности инструмента, применяя практически все приемы игры на трубе: двойное и тройное стаккато, динамические контрасты, губные трели, хроматические пассажи. «Сельские картинки» считаются одним из самых ярких сочинений для трубы, привлекая исполнителей и слушателей красотой и выразительностью звучания.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин