«Музыка должна высечь огонь из сердца мужчины, и возбудить слёзы на глазах женщины» (Л. ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827)
Людвиг ван Бетховен принадлежит к числу САМЫХ ИСПОЛНЯЕМЫХ композиторов мира. Он создавал произведения почти во всех современных музыкальных жанрах и в каждом из них открыл для европейской культуры новые пути.
Он завершил развитие ВЕНСКОГО КЛАССИЦИЗМА и заложил ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА, вошедшего в искусство музыкантов столетия.
9 его симфоний сформировали основы европейского СИМФОНИЗМА;
32 фортепианные сонаты стали открытиями как для композиторов, так и пианистов, поскольку в них определился НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ;
10 сонат для скрипки и фортепиано из сочинения для солирующего инструмента с аккомпанементом преобразились в ДИАЛОГ равноправных участников;
инструментальные концерты стали высшим достижением ВИРТУОЗНОСТИ.
Единственная опера Бетховена «ФИДЕЛИО» в свое время вызвала искренний восторг М. И. ГЛИНКИ, который сказал: «“Фиделио” я не променяю на все оперы Моцарта вместе!»
Сочинения Бетховена отличаются многообразием сюжетов и образов, и все же ведущей остается тема, красной нитью проходящая почти через все произведения, – это ТЕМА ЧЕЛОВЕКА и противопоставленного ему ЗЛОГО РОКА. В полной мере столкновение обнажилось в Сонате № 8 «Патетической», написанной в 1799 году, и в дальнейшем в той или иной форме звучало в сочинениях разных жанров. Столкновение героя и судьбы для Бетховена было воплощением идеи, которую он обозначил в одном из писем: «через страдание – к радости». Она нашла высшее выражение в финале СИМФОНИИ № 9 (1824), который представляет собой вокально–хоровую композицию на текст «ОДЫ К РАДОСТИ» немецкого поэта Фридриха ШИЛЛЕРА.
Бетховен обращался к музыкальному фольклору многих народов, создав серии обработок разнонациональных песен и используя их в качестве тем в произведениях. Среди них были и русские мотивы: в фортепианных Вариациях на тему русского танца (1796) можно услышать один из вариантов «КАМАРИНСКОЙ».
Струнные квартеты № 7, № 8 и № 9 получили название «Русские» или «Разумовские», поскольку были написаны по заказу русского посла в Вене, скрипача-любителя графа А. РАЗУМОВСКОГО, в этих квартетах звучат цитаты русских народных песен. Три поздних струнных квартета Бетховена были посвящены князю Н. Б. ГОЛИЦЫНУ.
В РОССИИ сочинения Бетховена становятся известны уже в начале XIX века, они звучат в исполнении как европейских, так и отечественных музыкантов. В 1824 в Петербурге состоялось первое в мире и единственное при жизни Бетховена полное исполнение ТОРЖЕСТВЕННОЙ МЕССЫ Ре мажор. Выдающийся пианист ХХ века Святослав РИХТЕР говорил, что это бетховенское произведение он слушает каждую новогоднюю ночь.
Известный французский композитор, один из реформаторов европейской музыки ХХ столетия Эрик САТИ (1866-1925) отмечал: «Бетховен в любом случае не может быть ниже самого себя. Его техника и форма остаются гениально провидческими даже в самых ничтожных образцах. Ничто элементарное и низкое к нему просто не применимо. Он никогда не боялся даже самых плохих подделок под свою подлинную артистическую личность».
Проф. З.М. Гусейнова