11
февраля
Суббота
17:00
2023
Стоимость билетов:
300 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт

"Фортепианный марафон"
11 февраля 2023 в 13.00, 15:00 и 17.00

"Жар-птица"

 

C. Рахманинов (1873-1943) – А. Ричардсон 
«Вокализ» для голоса и фортепиано (переложение для фортепиано) op.34 №19

C. Рахманинов (1873-1943). Этюд-картина фа-диез минор op.39 №3

А. Скрябин (1872-1915).
Прелюдия и Ноктюрн для левой руки op.9 
Этюд соль-диез минор op.8 №9
Этюд «Патетический» ре-диез минор op.8 №12 
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Даниил Чжан (фортепиано)

 

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №25 для фортепиано соль мажор ор.79

И.Худолей (1940-2001)

Фрагменты из Концертной сюиты по опере М. Мусоргского «Борис Годунов» 
№7 «Юродивый» - №8 «Звоны»

И. Стравинский (1882-1971) – Г. Агости (1901-1989).
Три фрагмента из балета «Жар-птица» 
Поганый пляс Кащеева царства - Колыбельная - Финал

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

 
«Вокализ» С.В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14 песен вокального опуса 34. Рахманинов посвятил ее известной певице А.В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст. Сегодня в концерте прозвучит переложение «Вокализа» для сольного фортепиано, выполненное шотландским композитором и пианистом Аланом Ричардсоном в 1951 году.
 
В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов. В Этюде-картине № 3 (Allegro molto) композитором создан выразительный образ яростной, неистовой стихии, в которой слышны отголоски вагнеровской «Валькирии» и «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова
 
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создававший свои произведения преимущественно в жанрах симфонической и фортепианной музыки. В фортепианном наследии выделяются разнообразные миниатюры, которые композитор писал на протяжении жизни. Создание пьес было обусловлено разными обстоятельствами, например, Прелюдия и Ноктюрн для левой руки (op. 9) были написаны автором в 1892 году во время болезни у него правой руки, что не помешало ему сформировать в «леворучных» миниатюрах полноценную фортепианную фактуру.
В своих этюдах для фортепиано А. Н. Скрябин продолжил традиции Ф. Шопена, создав целый ряд художественно ярких концертных пьес, где, однако, всегда присутствует технически–виртуозная задача. Всего композитором написано в данном жанре 26 произведений, начиная с опуса 2 (1887 год), положившего начало целой серии сочинений. 12 этюдов ор. 8 были созданы Скрябиным в 1894-95 годах. Среди них выделяются драматический, тревожный Этюд № 9 соль-диез минор и блестящий, экспрессивный Этюд № 12 «Патетический» ре-диез минор, ставший одним из самых известных сочинений композитора.
 
Соната для фортепиано № 25 соль мажор, op. 79 была написана Л. ван Бетховеном в 1809 году. Иногда в изданиях ее называют «сонатиной» или «легкой сонатой», а А. Г. Рубинштейн говорил о ней как о «лаконической и юмористической». Первая часть (Presto alla tedesca — «очень быстро, в немецком стиле») использует характерные интонационно–ритмические элементы народных танцев, здесь невольно возникает ощущение, что Бетховен цитирует подлинную фольклорную тему, подвергая ее многочисленным преобразованиям. Вторая часть (Andante) воспринимается как лирический пейзаж, где на фоне картины природы звучит лирическая, даже сентиментальная мелодия, в которой также слышны фольклорные отголоски. В третьей части (Vivace) Бетховен вводит слушателя в атмосферу танцевальности, где тема, обретающая в процессе варьирования все новые оттенки, создает эффект зримого присутствия на народном празднике.
 
Игорь Леонидович Худолей — известный российский композитор и пианист. Он окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу Я. В. Флиера, занимаясь также композицией в классе С.А.Баласаняна. В собственных сочинениях И. Л. Худолей регулярно обращался к наследию композиторов-классиков, в том числе М. П. Мусоргского, создав собственные интерпретации «Бориса Годунова» и осуществив транскрипцию «Ночи на Лысой горе». Концертная сюита по опере «Борис Годунов» (1991) включает 8 масштабных эпизодов, ключевых в сочинении Мусоргского. Она воспринимается как масштабная фреска, монументальное музыкальное полотно, повествующее о трагедии народа и царя. В программу сегодняшнего концерта включены два фрагмента Концертной сюиты – № 7 «Юродивый» с его знаменитым плачем и № 8 «Звоны», – не просто выразительная музыкальная картина, но  трагическое предвестие гибели Руси.
 
Балет “Жар-птица” Игоря Стравинского был создан по заказу С. П. Дягилева для “Русских сезонов” в Париже. Премьера сочинения с огромным успехом прошла на сцене Гранд-опера 25 июня 1910 года и принесла славу композитору, до этого времени никому не известному. В дальнейшем Стравинский многократно возвращался к сочинению, написав три сюиты из балета и сделав многочисленные переложения отдельных его номеров, тем самым создав параллельно театральному еще и ряд блестящих концертных произведений. Транскрипции делали и другие музыканты; один из них – итальянский пианист и педагог Гвидо Агости  (1901-1989), выполнивший в 1934 году переложения номеров балета и постаравшийся сохранить новаторские оркестровые краски сочинения. В качестве первого номера Агости избрал динамичную сцену «Поганый пляс Кащеева царства» — зловещий, наполненный дикой стихийной силой. Второй пьесой стал один из самых выразительных эпизодов балета – «Колыбельная Жар-птицы». Завершает цикл величаво-торжественный Финал. Свою фортепианную версию балетного произведения Г. Агости посвятил памяти выдающегося пианиста Ф. Бузони.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин