11
февраля
Суббота
15:00
2023
Стоимость билетов:
300 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт

"Фортепианный марафон"
11 февраля 2023 в 13.00, 15:00 и 17.00

"От классики до космизма"

 

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №22 для фортепиано фа мажор ор.54 

П. И. Чайковский (1840-1843). Тема с вариациями фа мажор ор.19 №6 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Роман Соснин (фортепиано)

 

А. Скрябин (1875-1837). Соната-фантазия op.19

C. Рахманинов (1873-1943). Музыкальные моменты op.16
№1 Си-бемоль минор
№ 5 Ре-бемоль мажор
№ 6 До мажор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Калатай (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Фортепианная соната № 22 Фа мажор Людвига ван Бетховена создавалась в 1803-1804 годах. Она принадлежит к числу редко исполняемых сонат композитора как при его жизни, так и в наши дни. Пианисты и исследователи отводили ей скромное место в наследии Бетховена. Ромен Роллан писал, что композитор здесь «разрешает главным образом технические проблемы, не заботясь особенно о музыкальной или выразительной мысли». Однако, за внешней сдержанностью и скромностью в сонате скрываются активные поиски Бетховеном новых выразительных пластов, которые приведут к динамизму и трагедийности будущих сочинений композитора. Соната № 22 выделяется особенностями строения. Она двухчастна, и каждая из частей лишь условно может быть отнесена к той или иной музыкальной форме. Первая часть (In tempo d'un menuetto — В характере менуэта) состоит из трех разделов, завершающихся кодой. Подчеркнутая «старомодность» основной темы менуэта очень скоро разрушается, превращаясь то в динамичную пьесу, то в мягкую элегию, но периодически возвращаясь к исходному состоянию. Вторая часть (неистовое Allegretto) необычна отсутствием в ней ярко выраженной темы; это, скорее, обшие формы движения. Просматривающаяся в Allegretto форма рондо создается, по словам Б. В. Асафьева, «при непрерывном мерном беге подвижных линий: своего рода perpetuum mobileвечное движение»)».
 
В 1873 году П.И. Чайковский создает «Шесть пьес» для фортепиано опуса 19. Цикл, включающий разнохарактерные, выразительные пьесы, завершался «Темой с вариациями». Простая, безыскусная мелодия мягкого, напевного характера представлена здесь в 12 разнохарактерных вариациях, обретая в каждой из них многочисленные оттенки: она звучит поочередно как лирическое высказывание, виртуозная токката, блестящее аллегро и др. Некоторые из вариаций Чайковский сопроводил уточнением: «В стиле мазурки» (9 вариация), «В стиле Шумана» (11 вариация), создавая таким образом дополнительные музыкальные аллюзии. Завершает цикл бравурная кода, утверждающая преображенный характер темы.
 
Жанр фортепианной сонаты занимает важное место в наследии А. Н. Скрябина, в нем композитор проявил себя как смелый новатор, переосмысливший традиционный подход и создавший галерею произведений, каждое из которых становится новым словом в развитии европейского фортепианного искусства. Соната-фантазия (Соната № 2) соль-диез минор соч. 19 была написана в начале 1890-х годов. Композитор посвятил ее Наташе Секериной — девушке, которой был тогда увлечен. Скрябин определил свое лирическое сочинение как «Соната–фантазия», подчеркнув тем самым ее выход за рамки привычного цикла и определив особенность ее образного решения. Две части Сонаты (Andante и Presto) соединены по принципу контраста: лирика с оттенком пейзажности первой части сменяется стремительным, тревожным движением финала.
 
Фортепианный цикл «Шесть музыкальных моментов» ор. 16 был написан С.В. Рахманиновым в 1897 году и посвящен композитору, этнографу А.В. Затаевичу, работами которого незадолго до этого Рахманинов заинтересовался. Каждая пьеса цикла представляет собой отдельную новеллу, составляя в то же время некую общность: все нечетные пьесы написаны в медленном темпе, все четные — в быстром. Цикл пронизан сквозными интонациями, объединяющими все пьесы. Музыкальный момент № 1 (Andantino, си бемоль минор) воспринимается как своеобразный «русский ноктюрн», где художник применяет выразительный фактурный прием, сопоставляя двухдольную мелодию и триольный аккомпанемент.
Музыкальный момент № 5 (Adagio sostenuto, Ре бемоль мажор) близок по настроению, как и № 1, ноктюрну, однако здесь образ ночи гармонично сливается в едином движении с человеческим началом. В Музыкальном моменте № 6 (Maestoso, До мажор) раскрываются черты, сходные с № 4, приближая обе пьесы по художественному решению к знаменитой Прелюдии до диез минор.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин