07
ноября
Суббота
17:00
2020
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ОНЛАЙН-концерт
Фортепианный марафон

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка активна

К юбилею Ф.Шопена - 210 лет
Ф. Шопен (1810-1849). 
Этюд №5 для фортепиано ми минор op.25 
Фантазия фа минор op.49 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Ева Геворгян (фортепиано)

К юбилею П.И.Чайковского - 180 лет
П.И. Чайковский (1840-1893).
«Детский альбом», 24 лёгкие пьесы op. 39 

К юбилею Д. Скарлатти - 335 лет
Д. Скарлатти (1685-1757).
Соната для фортепиано фа минор К.481 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Кашпурин (фортепиано)

Длительность концерта 60 мин.
Другие концерты фортепианного марафона:
15:00 7 ноября 2020
19:00 7 ноября 2020

IN ENGLISH

О программе концерта

Многие традиционные жанры предстают под пером Фредерика Шопена в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: техническая пьеса преобразилась в сложнейший жанр, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Все 27 этюдов Шопена (они составляют две тетради опусов 10 и 25) поэтически возвышенны и разнообразны и в то же время пианистически очень сложны. Этюд, исполняемый в концерте, входит в опус 25. Этюд № 5 ми минор поражает обилием диссонантных созвучий, смелым ладогармоническим решением, многообразной ритмикой. Контрастом энергии крайних частей пьесы выступает средний раздел с его великолепной, мягкой мелодией. В целом этюд создает сложный романтический образ с его бесконечной неуспокоенностью.
Одночастную Фантазию фа минор Ф. Шопен создает в 1841 году. «Фантазийное» начало присутствует во многих сочинениях композитора, иногда сплетаясь с другим жанровым определением сочинения, как Фантазия-экспромт до-диез минор, ор. 66 или Полонез-фантазия ор. 61. Фантазия фа минор начинается с торжественной маршевой темы (Grave), постепенно переходящей в действенное, активное движение. В центральном разделе возникает медленный хоральный эпизод, со временем уступающий место звучанию основного материала. Последование разных состояний, контраст тематических элементов и их свободное развития определяют тот уровень «фантазийности», который был задуман композитором.
 
Фортепианный цикл «Детский альбом» был создан П.И. Чайковским летом 1878 года. Во многом на решение написать подобное сочинение повлияло общение композитора с детьми его сестры А. И. Давыдовой, в поместье которой он гостил. С другой стороны, П.И. Чайковского чрезвычайно привлекал опыт любимого им композитора Р. Шумана, автора «Альбома для юношества». Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с занимательными для детей заглавиями, как у Шумана». В результате возник цикл небольших, нетрудных пьес из жизни детей, раскрывающих их игры и переживания. В пестрой череде картинок, запечатленных в цикле, выделяется несколько сюжетных линий: пробуждение ребенка («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Сладкая греза», «Мама»); игры и забавы мальчиков («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков») и девочек («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»). Увлекательны своеобразные музыкальные путешествия («Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка»). Важное место отводится русским фольклорным мотивам («Русская песня», «Камаринская», «Нянина сказка», «Баба-Яга», «Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поет»). Конечно же, в сюите представлены и бытовые танцы в их детском восприятии («Вальс», «Мазурка», «Полька»), и пейзажные зарисовки («Песня жаворонка»). Эпилогом ко всему ряду разнохарактерных музыкальных картинок становится завершающая пьеса «В церкви», образующая своеобразную арку по отношению к первой пьесе. Ею композитор «словно замыкает день с его пестрыми впечатлениями».
 
Итальянский композитор и клавесинист Доменико Скарлатти, творивший в эпоху барокко, в своих сочинениях предвосхитил многие открытия классицизма, заложив образные и структурные основы ряда музыкальных жанров. Большую часть своей жизни он провел в Португалии и Испании, где среди других им была написана основная группа сочинений, принесшая известность композитору — свыше 500 сонат для клавесина. Они были созданы в основном для упражнений королевы Марии Барбары, которой Д. Скарлатти давал уроки игры на фортепиано. Но сонатам было суждено сыграть важную роль в становлении жанра в различных национальных традициях, в том числе и русской. В настоящее время Соната фа минор (ее номер по каталогу, составленному в 1953 году Р. Киркпатриком, — К. 466) обрела статус самого популярного сочинения композитора, отражающего его характерные стилевые черты. Готовя в 1738 году к изданию первый сборник сонат, композитор предварил его предисловием, словно объясняя идеи и задачи своих сочинений: «Читатель, кто бы ты ни был — дилетант или профессионал, не жди в этих композициях глубокого замысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой — воспитать в тебе уверенность в игре на клавичембало. Не корыстные намерения и тщеславие вынудили меня опубликовать их. Быть может, они будут тебе приятны, и тогда я охотно удовлетворю новые просьбы и постараюсь угодить тебе сочинениями еще более легкого и разнообразного стиля. Итак, подойди к этим произведениям как человек, а не как критик, и ты увеличишь свое удовольствие. Будь счастлив!».
Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин