07
ноября
Суббота
15:00
2020
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ОНЛАЙН-концерт
Фортепианный марафон

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка активна

К юбилею И. С. Баха -335 лет
И.С. Бах (1685-1750).
Прелюдия и фуга ре мажор,  «Хорошо темперированный клавир» II т.  BWV 874
И.С. Бах (1685-1750) – Ф. Бузони.
Органная Токката, Адажио и Фуга до мажор BWV 564     

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

К юбилею Л. ван Бетховена -250 лет
 Л. ван Бетховен (1770–1827).
Соната №17 для фортепиано ре минор op.31№2

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Кощеев (фортепиано)

Й. Гайдн (1732-1809). Соната для фортепиано ми мажор Hob.XVI:31
М. Клементи (1752-1832). Соната для фортепиано ля мажор  op.33№1 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Илья Папоян (фортепиано)

Длительность концерта 60 мин.
Другие концерты фортепианного марафона:
17:00 7 ноября 2020
19:00 7 ноября 2020

IN ENGLISH

О программе концерта

Среди многочисленных сочинений Иоганна Себастьяна Баха особое место занимает «Хорошо темперированный клавир» — один из первых в истории музыки опытов художественного применения темперированного строя инструмента. И. С. Бах ставил совершенно определенную цель: ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями и продемонстрировать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым натуральным строем. И. С. Бах дважды обращался к этой идее, в результате чего им были созданы два тома «Хорошо темперированного клавира» (первый относится к 1722 году, второй — к 1744; оба тома объединяют произведения разных лет). В каждом томе представлено по 24 микроцикла, включающего две пьесы — прелюдию и фугу в одной из 24-х тональностей, расположенных попарно по восходящей хроматической гамме. В фугах нашло отражение высокое мастерство И. С. Баха — непревзойденного полифониста, прелюдии же, в соответствии с названием жанра, рассматривались обычно как вступительный эпизод. Но И. С. Бах сумел на этой основе создать выразительные пьесы, несущие большой художественный смысл. Исполняемая в концерте Прелюдия и Фуга ре мажор из II тома представляет собой яркий инструментальный микроцикл, где бодрая жизнерадостная Прелюдия поражает своей активной энергией. Б. Барток писал о ней: «Эта прелюдия пo своему блестящему праздничному характеру не имеет равных в “Хорошо темперированном клавире”. Среди баховских оркестровых произведений мы встречаемся с пьесами подобного рода, но вряд ли мы встретим похожее клавирное сочинение, как бы разукрашенное трубными возгласами». Четырехголосная Фуга имеет иной характер и поражает своей мощью и строгостью.

 
Один из многочисленных органных циклов, включающий Токкату, Адажио и Фугу, И.С. Бах создал предположительно в 1712 году. Роль органа в творчестве музыканта была весьма значимой, тем более что автор был действующим органистом. Однако, как чуткий музыкант, И.С. Бах всегда воспринимал новые направления современного ему искусства, что и нашло отражение в создаваемых им сочинениях. Токката, открывающая цикл, была написана в период активного постижения И.С. Бахом инструментальной музыки итальянцев, что дает возможность говорить о новаторских приемах в трактовке композитором жанров органной музыки. Вторая часть Адажио по стилю близка медленным частям инструментальных концертов, и лишь финальная Фуга утверждает классические приемы органного полифонического стиля. В 1900 году знаменитый итальянский композитор и пианист Ферруччо Бузони, сделавший многочисленные фортепианные обработки баховских произведений, выполнил аранжировку данного опуса для своего концертного выступления, тем самым давая новую жизнь великому творению И.С. Баха.
 
Работа Л. ван Бетховена над Фортепианной сонатой № 17 (ор. 31 № 2) проходила в 1801-1802 годы. Созданное в результате сочинение обозначило несомненную его принадлежность к числу наиболее патетичных, динамически насыщенных сонат композитора. Ее содержание во многом связывают со словами самого Бетховена, который в ответ на вопрос о программе сочинения ответил: «Прочтите “Бурю” Шекспира». Выдающийся музыкальный писатель Ромен Роллан говорил, что Соната № 17 «представляет один из наиболее поразительных у Бетховена примеров прямой речи в музыке: «Это он, он сам!». В Сонате, своеобразном монологе композитора, обозначена, наряду с темой бури, яркая тема любви, передающая трепетные чувства Бетховена. Первая часть (Largo. Allegro) строится на сочетании уже в рамках главной партии контрастных настроений, где первые такты (Largo). звучащие медленно, словно в раздумье, сменяются быстрыми пассажами (Allegro), создающими необыкновенный по силе образы страданий и тревоги. Эти образы обозначены и в побочной партии, и в последующих разделах первой части, в конце которой, однако, происходит постепенное «истаивание» грозных образов и наступление затишья. Вторая часть (Adagio) раскрывает другой образный мир, где преобладают созерцательные настроения, а общее звучание близко ноктюрну. Финал сонаты (Allegretto) начинается с многократного проведения первой фразы финала (К. Черни писал, что она была создана композитором под впечатлением галопа лошади), но наполненной высоким поэтическим смыслом и демонстрирующей богатые возможности для варьирования. Композитор щедро использует интонационные и ладотональные приемы, ритмические и фактурные преобразования, усиливая фольклорное начало, создавая тем самым энергичную, динамически насыщенную музыкальную картину.
 
Активная работа крупнейшего австрийского композитора Й. Гайдна в жанре инструментальной сонаты по своей исторической значимости может быть сравнима с его деятельностью в сфере симфонии, хотя точное количество написанных композитором сочинений до сих пор неизвестно. Фортепианную сонату ми мажор он создает в 1774-1776 годах, формируя устойчивое трехчастное строение произведения, где происходит нарастание от первой части к финалу. Стройность музыкальной мысли, тонкость инструментального письма, изящество ритма и музыкальной фактуры придают несложной на первый взгляд Сонате черты глубокой выразительности. Выдающийся виолончелист Пабло Казальс писал о музыке Й. Гайдна: «У него все построено основательно, но его музыка преисполнена постоянной очаровательной выдумки... Он способен удивить больше, чем Бетховен: у последнего иной раз можно предвидеть, что будет дальше, у Гайдна – никогда! Он ускользает, у него наготове уже что-то новое, и он постоянно преподносит нам неожиданные сюрпризы».
 
Муцио Клементи – известный итальянский композитор и педагог. В 1780-х годах он активно концертировал как пианист-виртуоз, исполняя собственные сочинения. Среди особых событий в творческой жизни музыканта выделяют его состязание с В.А. Моцартом в Вене в 1781 году в присутствии императора Иосифа II, которое завершилось ничьей. Среди учеников Клементи – крупнейшие музыканты Дж. Фильд, И. Мошелес, Ф. Калькбреннер и другие, а влияние его музыки, в первую очередь, фортепианной, испытали на себе Й. Гайдн и Л. Бетховен. К тому же М. Клементи был одним из первых музыкантов, оценивших возможности нового инструмента «пиано-форте» и его очевидное преимущество перед популярным в те годы клавесином. Композитором создано около 60 фортепианных сонат и несколько сонатин. Три сонаты ор.33 были написаны им в 1794 году. Первая Соната ля мажор является характерным образцом фортепианного стиля композитора, сформировавшимся во многом под влиянием Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Она отличаются технической виртуозностью, выразительным мелодизмом, художественным мастерством.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин