07
ноября
Суббота
19:00
2020
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ОНЛАЙН-концерт
Фортепианный марафон

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка активна

 
К юбилею Н. Метнера – 140 лет.
Н. Метнер (1879-1951). Шесть сказок для фортепиано op. 51
(«Посвящается Золушке и Иванушке-дурачку»)
 Сказка №1 ре минор -  Сказка №2 ля минор -  Сказка №3 ля мажор –
Сказка №4 фа-диез минор -  Сказка №5 фа-диез минор -  Сказка №6 соль мажор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владислав Чубенко (фортепиано)

К юбилею А. Глазунова – 155 лет.
А.Глазунов (1865-1936).
Соната №1 для фортепиано си-бемоль минор op.74

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Евграфов (фортепиано)

К юбилею Ф. Шопена – 210 лет.
Ф.Шопен (1810-1849).
Соната №2 для фортепиано си-бемоль минор op.35 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Стариков (фортепиано)

Длительность концерта 60 мин.
Другие концерты фортепианного марафона:
15:00 7 ноября 2020
17:00 7 ноября 2020

IN ENGLISH

О программе концерта

Фортепианная музыка занимает основное место в наследии Николая Карловича Метнера, именно в этой области композитором созданы его лучшие произведения – как крупные сочинения, так и миниатюры. Особое место занимают группа из 38 пьес, определяемых композитором как “Сказки”. Несмотря на то, что сказочная тема столь ярко представлена в русской музыке, собственно фортепианный жанр “Сказка” в то время стал новым. Б. В. Асафьев писал о пьесах Н. К. Метнера: «Это не сказки изобразительные, и не сказки, иллюстрирующие чьи-то приключения. Это сказки о своих переживаниях — о конфликтах внутренней жизни человека». Композитор создал пьесы драматичные, фантастические, скерцозные, объединяя их в циклы от двух до шести пьес. Шесть сказок ор. 51 – это последний «сказочный цикл» композитора. Посвятив его «Золушке и Иванушке-Дурачку», композитор словно оговаривает наличие программы не конкретного, но обобщенного типа. В цикле условно обозначены две жанрово-образные сферы: танцевальная и песенная. Первая сфера включает сказки № 1 (d-moll), № 4 (fis-moll) и № 6 (G-dur), они довольно значительны по масштабам, в них ярко представлена внешняя действенность. Исследователи определяют их как «сказки-сценки». «Песенные» сказки № 2 (a-moll), № 3 (A-dur) и № 5 (fis-moll) представляют другой, лирический круг образов, в которых отчетливо слышны фольклорные мотивы.
 
Композитор Александр Константинович Глазунов, яркий представитель классической русской школы, друг и последователь Н.А. Римского-Корсакова оставил богатое инструментальное наследие, представленное сочинениями разных жанров, в том числе двумя фортепианными сонатами. Они обе были написаны в 1901 году и в законченном своем виде выступают как характерные образцы масштабного инструментального мышления композитора. Насыщенная драматизмом, перемежающимся с тонкими лирическими зарисовками, мощная, достигающая подчас почти оркестровой звучности, трехчастная Соната № 1 раскрывает облик романтического героя, представленный различными гранями образа. Особенно яркой является первая часть (Allegro moderato), построенная на контрастах настроений. Поэтичная вторая часть (Andante) сосредотачивается на показе мечтательно-созерцательных состояний, контрастом по отношению к которым выступает наполненный страстью средний раздел (Appassionato). Финал (Allegro scherzando), написанный в форме рондо, использует в качестве основной темы виртуозную красочную тему, которой противопоставлены разнохарактерные эпизоды. Первая фортепианная соната была посвящена супруге композитора Н.А. Римского-Корсакова Надежде Николаевне.
 
В фортепианном наследии выдающегося польского композитора Фредерика Шопена выделяются три сонаты, созданные им в разные периоды творчества. Соната № 2 си бемоль минор была закончена в 1839 году и стала одним из наиболее выдающихся сочинений европейского романтизма (самая знаменитая ее часть — Похоронный марш — была написана немного раньше, в 1837 году, она во многом и определила образный строй опуса). Сочинение знаменует собой утверждение в музыке сонаты нового типа масштабного четырехчастного строения (I. Grave. Doppio movimento. II. Scherzo. III. Marche funebre: Lento. IV. Finale: Presto), где каждая часть становится этапом в раскрытии трагедии героя. Вероятно, ни одно сочинение композитора не сопровождалось таким количеством эпитетов и комментариев, как Соната № 2; в них отразилось восприятие необычного во всех отношениях произведения. По выражению Р. Шумана, сочинение может быть определено как «четвёрка самых безумных детищ Шопена». В третьей части (Марше), по мнению Ф. Листа, важна идея национальной трагедии: «не смерть одного лишь героя оплакивается здесь; пало всё поколение». Заключительная часть, по выражению А. Г. Рубинштейна, — это «ночное веяние ветра над гробами на кладбище». Подобное, почти программное слышание музыки Сонаты во многом определено ее новаторскими романтическими приемами и ее ролью в развитии европейского фортепианного искусства.
Профессор З.М. Гусейнова
 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин