06
сентября
Пятница
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

И.С. Бах (1685–1750) – З. Кодай.
Три хоральные прелюдии
(переложение для виолончели и фортепиано)
I. Ach, was ist doch unser Leben BWV 743
II. Vater unser im Himmelreich BWV 762

Ф. Шуберт (1797-1828).
Соната «Арпеджионе» для виолончели и фортепиано ля минор D821

II отделение

Л. ван Бетховен (1770–1827).
Вариации на тему из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта»
для виолончели и фортепиано WoO 46

Ф. Мендельсон (1809–1847).
Соната №2 для виолончели и фортепиано ре мажор op.58

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Тимофей Доля

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

К произведениям выдающегося немецкого композитора И. С. Баха обращались многие композиторы последующих поколений, создавая на их основе многочисленные переложения и обработки и используя яркие художественные приемы мастера. Среди них – Л. ван Бетховен, Р. Шуман, И. Брамс и многие другие. Опусы Баха обретали в этих случаях новое звучание, обогащались разнообразными стилевыми особенностями, но всегда сохраняли оригинальные черты. К хоральной прелюдии И. С. Бах обращался неоднократно, создав более пятидесяти сочинений в данном жанре. Особую популярность среди них имела прелюдия «Ach, was ist doch unser Leben», созданная в 1740-е годы. Спустя почти два столетия, в 1924 году известный венгерский композитор Золтан Кодай создал «Три хоральных прелюдии И.-С. Баха», представляющих собой переложение опусов для виолончели с фортепиано. Первая из них стала наиболее популярной; она входит в репертуар многих исполнителей. В своем переложении З. Кодай стремился сохранить характер баховского звучания, использовав густой, сумрачный тембр виолончели, во многом близкий органу.
 
В 1824 году Францем Шубертом была написана Соната для арпеджионе и фортепиано. Арпеджионе — струнный смычковый инструмент, сконструированный в 1823 году, который часто называли «гитара-виолончель» или «гитара любви», поскольку он близок виолончели по размеру и способу игры, но, подобно гитаре, имеет шесть струн и лады на грифе. Связь с гитарой также подчеркивалась предназначением инструмента сопровождать лирические высказывания композиторов и исполнителей. Название инструмента, от которого вскоре в концертной практике отказались, стало использоваться как название музыкального произведения, а само оно звучало в переложении для разных инструментов — альта, виолончели, контрабаса, гитары, флейты и проч. В Сонате для арпеджионе и фортепиано Шуберт остается верен себе. Его творчество, в котором центральное место отведено песням, определило характер сочинений и других жанров. Песенными мелодиями, изящной лирикой отличаются все сочинения композитора, и везде господствует романтическая, выразительная песенная тема. Возможно поэтому в творчестве Шуберта преобладают спокойные темпы, развернутые изложения. Не случайно Р. Шуман говорил о «божественных длиннотах» в сочинениях своего собрата. Все эти черты отчетливо проявляются в Сонате. Три ее части (I. Allegro moderato; II. Adagio; III. Allegretto, где вторая часть непосредственно переходит в третью) раскрывают все богатство лирических настроений, выразительнейших мелодий, удивительных ансамблевых звучаний, всегда выделявших сочинения Шуберта среди других романтиков.
 
К жанру вариаций для виолончели и фортепиано Л. ван Бетховен обращался сравнительно редко; примечательно, что в двух своих опусах он использовал в качестве основной темы из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта». В 1798 г. Бетховен создает вариационный цикл (12 вариаций) на очень популярную тогда в Вене арию Папагено «Ein Mädchen oder Weibchen» («Найти подругу сердца»). Спустя три года композитор пишет Семь вариаций на тему «Bei Männern, welche Liebe fühlen» («Когда чуть-чуть влюблен мужчин»). Данная тема звучит в опере в дуэте, когда Папагено убеждает Памину в том, что есть один юноша, который любит ее, и что он скоро придет, чтобы спасти ее. Памина в свою очередь уверяет Папагено, что и у него в скором времени появится подруга. Нежный, очаровательный дуэт «Bei Mannern welche Liebe fuhlen», переведенный в инструментальное звучание, приобретает новые, разнообразные оттенки. Цикл включает изложение темы, за которой следуют семь вариаций, завершающиеся масштабной кодой. Каждая из частей опуса раскрывает богатый спектр лирического чувства: нежный монолог, игривую беседу, тревожную меланхолию, притворное смущение и проч. Цикл воспринимается как театральная сценка, что неудивительно, поскольку в его основу положен оперный фрагмент. Здесь «персонажи» уже в инструментальном звучании разыгрывают лирический эпизод, где отчетливо слышен стиль Моцарта, переосмысленный Бетховеном уже в собственном ключе. Сочинение композитор посвятил своему покровителю графу Иоганну Георгу фон Браунубригадному генералу русской армии, жившему тогда в Вене.
 
Значение немецкого композитора Феликса Мендельсона в истории музыки точно определено П. И. Чайковским, называвшим его художником, который всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля. Произведения для виолончели занимают сравнительно небольшое место в наследии Ф. Мендельсона, но каждое из них представляет собой яркий образец романтического камерно-инструментального сочинения. К ним относятся Концертные вариации ре мажор для виолончели и фортепиано (1829) и Соната для виолончели и фортепиано № 1 (1838), предназначенные для младшего брата Пауля, замечательного виолончелиста-любителя. Сонату для виолончели и фортепиано № 2 ре мажор Мендельсон завершил в 1843 году, посвятив ее графу Матвею Виельгорскому – замечательному русскому виолончелисту, много сделавшему для развития национальной школы виолончелистов (не случайно ему посвящали свои сочинения Р. Шуман, А.Рубинштейн и другие музыканты). Сонату № 2 для виолончели и фортепиано композитор создавал как четырехчастную композицию, где два инструмента выступают как равноправные. Активная, напористая первая часть (Allegro assai vivace) сменяется насмешливым скерцо (Allegretto scherzando). Оно интонационно перекликается с музыкой к «Сну в летнюю ночь», над которой тогда работал композитор. Здесь в партии солирующего инструмента автор применяет прием пиццикато, усиливающий игривость звучания. Строгая, краткая третья часть (Adagio), занимающая всего 47 тактов, напоминает своим возвышенным звучанием пассионы И. С. Баха – одного из любимых композиторов Мендельсона; она непосредственно переходит в феерический, виртуозный финал (Molto Allegro e vivace). Он словно вбирает в себя звучание предыдущих частей, утверждая общий эмоциональный накал сочинения.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин