500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685–1750) – З. Кодай.
Три хоральные прелюдии
(переложение для виолончели и фортепиано)
I. Ach, was ist doch unser Leben BWV 743
II. Vater unser im Himmelreich BWV 762
Ф. Шуберт (1797-1828).
Соната «Арпеджионе» для виолончели и фортепиано ля минор D821
Л. ван Бетховен (1770–1827).
Вариации на тему из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта»
для виолончели и фортепиано WoO 46
Ф. Мендельсон (1809–1847).
Соната №2 для виолончели и фортепиано ре мажор op.58
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
О программе концерта
К произведениям выдающегося немецкого композитора И. С. Баха обращались многие композиторы последующих поколений, создавая на их основе многочисленные переложения и обработки и используя яркие художественные приемы мастера. Среди них – Л. ван Бетховен, Р. Шуман, И. Брамс и многие другие. Опусы Баха обретали в этих случаях новое звучание, обогащались разнообразными стилевыми особенностями, но всегда сохраняли оригинальные черты. К хоральной прелюдии И. С. Бах обращался неоднократно, создав более пятидесяти сочинений в данном жанре. Особую популярность среди них имела прелюдия «Ach, was ist doch unser Leben», созданная в 1740-е годы. Спустя почти два столетия, в 1924 году известный венгерский композитор Золтан Кодай создал «Три хоральных прелюдии И.-С. Баха», представляющих собой переложение опусов для виолончели с фортепиано. Первая из них стала наиболее популярной; она входит в репертуар многих исполнителей. В своем переложении З. Кодай стремился сохранить характер баховского звучания, использовав густой, сумрачный тембр виолончели, во многом близкий органу.
В 1824 году Францем Шубертом была написана Соната для арпеджионе и фортепиано. Арпеджионе — струнный смычковый инструмент, сконструированный в 1823 году, который часто называли «гитара-виолончель» или «гитара любви», поскольку он близок виолончели по размеру и способу игры, но, подобно гитаре, имеет шесть струн и лады на грифе. Связь с гитарой также подчеркивалась предназначением инструмента сопровождать лирические высказывания композиторов и исполнителей. Название инструмента, от которого вскоре в концертной практике отказались, стало использоваться как название музыкального произведения, а само оно звучало в переложении для разных инструментов — альта, виолончели, контрабаса, гитары, флейты и проч. В Сонате для арпеджионе и фортепиано Шуберт остается верен себе. Его творчество, в котором центральное место отведено песням, определило характер сочинений и других жанров. Песенными мелодиями, изящной лирикой отличаются все сочинения композитора, и везде господствует романтическая, выразительная песенная тема. Возможно поэтому в творчестве Шуберта преобладают спокойные темпы, развернутые изложения. Не случайно Р. Шуман говорил о «божественных длиннотах» в сочинениях своего собрата. Все эти черты отчетливо проявляются в Сонате. Три ее части (I. Allegro moderato; II. Adagio; III. Allegretto, где вторая часть непосредственно переходит в третью) раскрывают все богатство лирических настроений, выразительнейших мелодий, удивительных ансамблевых звучаний, всегда выделявших сочинения Шуберта среди других романтиков.
К жанру вариаций для виолончели и фортепиано Л. ван Бетховен обращался сравнительно редко; примечательно, что в двух своих опусах он использовал в качестве основной темы из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта». В 1798 г. Бетховен создает вариационный цикл (12 вариаций) на очень популярную тогда в Вене арию Папагено «Ein Mädchen oder Weibchen» («Найти подругу сердца»). Спустя три года композитор пишет Семь вариаций на тему «Bei Männern, welche Liebe fühlen» («Когда чуть-чуть влюблен мужчин»). Данная тема звучит в опере в дуэте, когда Папагено убеждает Памину в том, что есть один юноша, который любит ее, и что он скоро придет, чтобы спасти ее. Памина в свою очередь уверяет Папагено, что и у него в скором времени появится подруга. Нежный, очаровательный дуэт «Bei Mannern welche Liebe fuhlen», переведенный в инструментальное звучание, приобретает новые, разнообразные оттенки. Цикл включает изложение темы, за которой следуют семь вариаций, завершающиеся масштабной кодой. Каждая из частей опуса раскрывает богатый спектр лирического чувства: нежный монолог, игривую беседу, тревожную меланхолию, притворное смущение и проч. Цикл воспринимается как театральная сценка, что неудивительно, поскольку в его основу положен оперный фрагмент. Здесь «персонажи» уже в инструментальном звучании разыгрывают лирический эпизод, где отчетливо слышен стиль Моцарта, переосмысленный Бетховеном уже в собственном ключе. Сочинение композитор посвятил своему покровителю графу Иоганну Георгу фон Брауну – бригадному генералу русской армии, жившему тогда в Вене.
Значение немецкого композитора Феликса Мендельсона в истории музыки точно определено П. И. Чайковским, называвшим его художником, который всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля. Произведения для виолончели занимают сравнительно небольшое место в наследии Ф. Мендельсона, но каждое из них представляет собой яркий образец романтического камерно-инструментального сочинения. К ним относятся Концертные вариации ре мажор для виолончели и фортепиано (1829) и Соната для виолончели и фортепиано № 1 (1838), предназначенные для младшего брата Пауля, замечательного виолончелиста-любителя. Сонату для виолончели и фортепиано № 2 ре мажор Мендельсон завершил в 1843 году, посвятив ее графу Матвею Виельгорскому – замечательному русскому виолончелисту, много сделавшему для развития национальной школы виолончелистов (не случайно ему посвящали свои сочинения Р. Шуман, А.Рубинштейн и другие музыканты). Сонату № 2 для виолончели и фортепиано композитор создавал как четырехчастную композицию, где два инструмента выступают как равноправные. Активная, напористая первая часть (Allegro assai vivace) сменяется насмешливым скерцо (Allegretto scherzando). Оно интонационно перекликается с музыкой к «Сну в летнюю ночь», над которой тогда работал композитор. Здесь в партии солирующего инструмента автор применяет прием пиццикато, усиливающий игривость звучания. Строгая, краткая третья часть (Adagio), занимающая всего 47 тактов, напоминает своим возвышенным звучанием пассионы И. С. Баха – одного из любимых композиторов Мендельсона; она непосредственно переходит в феерический, виртуозный финал (Molto Allegro e vivace). Он словно вбирает в себя звучание предыдущих частей, утверждая общий эмоциональный накал сочинения.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин