13
февраля
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Скрипка: эпоха Романтики»
I отделение

К. Сен-Санс (1835-1921) Хаванез для скрипки и фортепиано
С. Франк (1822-1890) Соната для скрипки и фортепиано ля-мажор

II отделение

К. Дебюсси (1862-1918) Соната для скрипки и фортепиано соль-минор L 140
Э. Изаи (1858-1931) Элегическая поэма для скрипки и фортепиано
М. Равель (1875-1937) Рапсодия «Цыганка»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елена Корженевич (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

О программе концерта

Французский композитор Камиль Сен-Санс (1835-1921) известен как автор целого ряда блестящих концертных произведений для скрипки, среди которых — знаменитый «Хаванез» (1887), принадлежащий, наряду с Интродукцией и Рондо каприччиозо, к числу наиболее известных сочинений композитора. «Хаванез» (с исп. — «гаванский танец», здесь возникают закономерные ассоциации со знаменитой Хабанерой из оперы Ж. Бизе «Кармен», имеющей те же корни) демонстрирует обращение Сен-Санса к музыке испанских колоний. Композитор использует форму развернутого одночастного произведения, в котором чередуются разнохарактерные эпизоды. Образную направленность сочинению придают темповые обозначения; начальный раздел сопровождается очень редким в музыке указанием «Allegretto lusinghiero» (льстивое, ласковое Allegretto). И хотя дальнейшие эпизоды переводят действие в драматические и лирические ракурсы, начальная интонация сохраняется на протяжении всего сочинения.

Сезар Франк (1822-1890) – известный французский композитор, педагог и органист бельгийского происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о нем: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда – та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». В 1886 году Франк создает четырехчастную Скрипичную сонату, рассматривая ее в качестве свадебного подарка великому скрипачу Эжену Изаи, – сочинение, в полной мере отражающее характер музыки композитора. Соната стала одним из самых популярных произведений Франка. Выразительное начало первой части (Allegretto ben moderato), предвосхищающее будущие импрессионистские открытия Клода Дебюсси, поражает непривычной для первых частей лиричностью, мягкостью звучания. Драматический элемент возникает во второй части (Allegro), восходящий в кульминационных эпизод до высот подлинного трагизма. Третья часть (композитор определил ее как «Recitativo-Fantasia: Ben moderato») действительно представляет собой развернутую пьесу фантазийного характера, где значительное место отводится импровизационности в партиях обоих инструментов. Смысловым лирическим итогом Сонаты становится финал (Allegretto poco mosso), написанный в форме рондо. Простая основная тема, близкая по характеру народной песне, проводится то у одного, то у другого инструмента, демонстрируя внутреннее богатство и многогранность. Виртуозность обеих партий Сонаты, их равнозначность в передаче образного строя сочинения определяют слитность инструментального дуэта.

Соната для скрипки и фортепиано французского композитора Клода Дебюсси (1862-1918) – одно из немногих его камерно-инструментальных сочинений. Будучи одним из основоположников в музыке яркого художественного течения – импрессионизма, Дебюсси стремился передать в своей музыке тончайшие оттенки настроений, особую утонченность ощущений, необычную колористичность мелодики и гармонии. Создатель крупных театральных сочинений (опера «Пеллеас и Мелизанда», 1902), ярких, почти живописных оркестровых пьес (Три симфонических эскиза «Море», 1905), Дебюсси и в камерном произведении – Сонате для скрипки с фортепиано, написанной незадолго до смерти (1917), сохраняет свои основные стилевые черты. Важно при этом, что в целом Соната принадлежит к числу немногих произведений композитора, написанных в классической форме.

Бельгийского скрипача, дирижера и композитора Эжена Изаи (1858—1931) называют одним из самых блестящих виртуозов-композиторов, развивавших традиции романтического исполнительства. Пабло Казальс писал, что «имя Эжена Изаи всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста». Известность исполнителя и создателя, главным образом, произведений для скрипки сопровождает Изаи на протяжении всей жизни, и одно из ранних сочинений — «Элегическая поэма» сделало его популярным в Европе. Принадлежность сочинения жанру поэмы определяет его драматургические особенности: «Элегическая поэма» предстает как свободная одночастная композиция, построенная на смене контрастных эпизодов — от глубоко трагичных до вдохновенно полетных. Для композитора важно было придать произведению концертные черты, то есть усилить момент сопоставления солирующего инструмента и оркестра (или фортепиано). Скрипка — романтический образ одинокого героя и оркестр (фортепиано) как символ противостоящей ему толпы лишь иногда обретают общность звучания.

Творческие открытия французского композитора Мориса Равеля (1875-1937), выдающегося представителя музыкального импрессионизма затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются его сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений – концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Характерные для данного жанра свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение Равель посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была первой исполнительницей рапсодии.
 
Проф. З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Елена Корженевич