Вечный Бах, «Пульчинелла», эксперименты с Шопеном.
24 января, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят: лауреат всероссийских конкурсов, виолончелист Адриан Маркевич и лауреат международных конкурсов, пианист Тимофей Владимиров. В программе – сочинения Баха, Шопена, Балакирева, Метнера, Стравинского, Кассадо, Амлена.
Программу откроет музыка самого авангардного композитора ХХ века Игоря Стравинского. Современники называли его «человеком тысячи одного стиля» - в его самобытном творчестве самым непредсказуемым образом сочетались различные направления. В 1932 году Стравинский создает «Итальянскую сюиту» для виолончели и фортепиано по мотивам своего балета «Пульчинелла», написанного на основе музыки итальянского композитора XVIII века Джованни Перголези. В сюиту включены лучшие балетные номера, в том числе и вокальные.
Особенность шопеновских этюдов заключается в абсолютном подчинении виртуозных сложностей творческим задачам. Виртуозная техника становится средством раскрытия художественного образа, идеи. Сборник этюдов ор.25 датирован 1836 годом. Каждая пьеса ставит перед исполнителем определенную задачу. Для Этюда ми минор №7 – это игра развернутых мелодических линий с элементами полифонии. Этюд прозвучит в переложении для виолончели и фортепиано Александра Глазунова.
Интродукцию и Блестящий полонез для виолончели и фортепиано до мажор ор.3 Шопен написал в 1829-1830 годах. Этот опус стал одним из первых его опубликованных сочинений. Его композитор посвятил Йозефу Мерку, о котором говорил: «он единственный виолончелист, которого я уважаю».
Гаспар Кассадо – выдающийся испанский виолончелист и композитор ХХ века, ученик знаменитых Пабло Казальса и Мориса Равеля. Его мастерство как композитора в полной мере проявилось в красочной, динамичной миниатюре «Реквиеброс» (Воспоминание) для виолончели и фортепиано. Пьеса, написанная в 1934 году, посвящена Казальсу. Затем прозвучит его фантастический и виртуозный «Танец зеленого дьявола», сочиненный в 1926 году.
Чакона из Партиты №2 для скрипки соло ре минор Баха датирована 1720 годом, это сочинение композитор создал после смерти жены Марии Барбары. Биограф композитора Филипп Шпитта дал одну из первых характеристик этого шедевра: «Произведение это обнаруживает не только подробнейшее знание скрипичной техники, но и полнейшее господство над фантазией, колоссальнее которой едва ли можно встретить у другого художника. Пусть помнят, что все это написано для одной только скрипки!». Космическая мощь этого произведения вдохновила в свое время Брамса и Ферруччо Бузони на создание фортепианных версий. В концерте Чакона прозвучит в транскрипции Бузони для фортепиано.
«Музыка эта – русская интеллигентская <…> ностальгия по прошлому. Все немного старомодно, но не в плохом смысле», - говорил Святослав Рихтер о музыке Николая Метнера. Три цикла фортепианных пьес «Забытые мотивы» Метнер сочинил в период с 1918 по 1920 годы. В каждый из них входит от пяти до семи произведений с итальянскими названиями. Богатство тем, напевность и искренность делают эти миниатюры шедеврами фортепианной музыки. В концерте будут исполнены пьесы из ор. 38: №6 Canzona serenata фа минор, №4 Canzona fluviala ми минор; и ор.39: №4 Canzona matinata соль мажор и №5 Sonata tragica до минор.
Знаменитый канадский пианист-виртуоз Марк-Андре Амлен известен и как талантливый композитор, чьи сочинения отличаются феноменальной виртуозностью и самобытностью. Его альбом «12 этюдов во всех минорных тональностях» был номинирован на «Грэмми». Идея контрапунктического соединения трех ля-минорных этюдов Шопена принадлежала Леопольду Годовскому. Амлен в свою очередь композиционную идею своего тройного этюда выстраивает таким образом, что в определенный момент какой-то из них становится ведущим. Программу вечера продолжит Этюд №1 «По трем этюдам Шопена» ля минор из «12 этюдов во всех минорных тональностях».
В финале прозвучит блестящая виртуозная пьеса Милия Балакирева – восточная фантазия «Исламей». Сочинение содержит большое количество технически сложных пассажей, с которыми, по словам самого Балакирева, считавшегося талантливым пианистом, он «не сможет справиться».
Тимофей Владимиров (фортепиано), 22 года – выпускник Московской государственной консерватории (класс Заслуженного артиста России, профессора Андрея Писарева). Обладатель Гран-при и специальной премии Национального филармонического оркестра России II Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (2017). Лауреат I премии и специальной премии «За артистизм» V международного конкурса пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге» (2018). Лауреат I премии и восьми специальных премий XIX Международного конкурса пианистов «Piano Campus» (Франция, 2020).
Адриан Маркевич (виолончель), 17 лет – учащийся Центральной музыкальной школы (класс преподавателя Марии Журавлевой). Обладатель Гран-при Всероссийского фестиваля-конкурса «Искусство звука» (Москва, 2022). Лауреат I степени II Всероссийского конкурса имени Н.Г. Рубинштейна (Москва, 2022). Обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса «Созвездие» (Сочи, 2023). С 2020 года - стипендиат фонда «Новые имена». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2023 года.
24 января 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96