500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И. Стравинский (1882–1971).
«Итальянская сюита»
для виолончели и фортепиано K034b
Ф. Шопен (1810–1849) – А. Глазунов (1865-1936).
Этюд ми минор op.25 №7
(переложение для виолончели и фортепиано)
Ф. Шопен (1810–1849).
Интродукция и блестящий полонез
для виолончели и фортепиано до мажор op.3
Г. Кассадо (1897–1966).
«Реквиеброс»
для виолончели и фортепиано (1934)
«Танец зеленого дьявола»
для виолончели и фортепиано (1926)
Адриан Маркевич (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Владимиров
II отделение
И.С. Бах (1685-1750) - Ф. Бузони (1866-1924).
Чакона из Партиты №2 для скрипки соло
ре минор BWV 1004, KiV B24
(транскрипция для фортепиано)
Н. Метнер (1879-1951).
«Забытые мотивы» для фортепиано op.38
№6 Canzona serenata фа минор
№4 Canzona fluviala ми минор
«Забытые мотивы» для фортепиано op.39
№4 Canzona matinata соль мажор
№5 Sonata tragica до минор
М.-А. Амлен (р.1961).
Этюд №1 «По трем этюдам Шопена» ля минор
из «12 этюдов во всех минорных тональностях» (1992)
М. Балакирев (1836-1910).
«Исламей», восточная фантазия для фортепиано op.18
Тимофей Владимиров (фортепиано)
О программе концерта
В 1920 году И.Ф. Стравинский создал одноактный балет с пением «Пульчинелла», используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения музыканта ХХ века. Либретто «Пульчинеллы» по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли пять самых красочных эпизодов балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых — опусы для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для него были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения. В Интродукции и блестящем полонезе оp. 3, созданном Шопеном в октябре 1829 года, Франшомм редактировал виолончельную партию. Жанр полонеза стал для Шопена, как известно, одним из основных. Еще в детстве он создавал традиционные национальные танцевальные миниатюры, впоследствии превратив их в блестящие концертные виртуозные пьесы. Парадность «танца-шествия» в раннем опусе определила для Шопена необходимость предварения Блестящего полонеза небольшой Интродукцией —драматической вводной пьесой свободной формы, подготавливающей торжественное звучание Полонеза.
В творчестве Ф. Шопена фортепианный этюд № 7 опуса 25 получил название «Виолончельный», благодаря, в первую очередь, выразительной теме в партии левой руки, регистрово соответствующей струнному инструменту. Создав переложение Этюда для виолончели и фортепиано, А. К. Глазунов развил заложенные польским музыкантом особенности темы и ее развития, усилив певучесть общего звучания уже в дуэте инструментов.
Гаспар Кассадо вошел в музыкальную культуру ХХ века как выдающийся испанский виолончелист и композитор, ученик знаменитых Пабло Казальса и Мориса Равеля. Ему принадлежат три струнных квартета, «Каталонская рапсодия» для симфонического оркестра, виолончельное трио, виолончельный концерт и ряд других опусов, а также транскрипции многих известных сочинений мирового музыкального наследия. Пьесу «Requiebros» (в русском издании перевод пьесы звучит как «Воспоминания», хотя более точно – «Приветствие», «Комплименты), композитор создал в 1931 году и посвятил Пабло Казальсу (1876-1973). Динамичная, контрастная по настроению пьеса активно претворяет фольклорные элементы, придающие ей неповторимый испанский колорит. К числу наиболее известных относится и пьеса Г. Кассадо «Танец зеленого дьявола» — технически виртуозная и привлекательная, ныне входящая в репертуар многих виолончелистов мира.
Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, где верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела Чакона из его партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...
Николай Карлович Метнер известен как выдающийся пианист и яркий композитор-романтик – один из последних представителей этого стиля в России. Критик В. Г. Каратыгин писал: «Едва ли можно назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов более обособленное место». Композитором созданы многочисленные сочинения в разных жанрах, но ведущее место в его наследии занимает фортепианная музыка: у композитора нет ни одного опуса, в котором бы не был представлен этот инструмент. Среди множества сочинений Н. К. Метнера выделяются три цикла фортепианных пьес «Забытые мотивы»: ор. 38 (1919-1922), ор. 39 (1919-1920), ор. 40 (1919-1920), в основу которых положены темы, созданные композитором на протяжении предшествующих лет, бережно им хранимые, но оставшиеся невостребованными. В циклах представлены любимые Метнером жанры танца и канцоны, а циклы ор. 38 и ор. 39 включают также программные сонаты. Ор. 38 содержит 8 разнохарактерных пьес, две из которых прозвучат в концерте: № 6 Canzona serenata (Вечерняя песня) с характерными для данного жанра приглушенными оттенками и № 4 Canzona fluviala (Речная песня), в которой слышны отзвуки баркаролы. Ор. 39, имеющий у Метнера подзаголовок «Лирические мотивы», состоит из пяти пьес, в которых преобладают лирические настроения, как в № 4 Canzona matinata (Утренняя песня). Исключение представляет завершающая цикл одночастная «Трагическая соната» – произведение полное драматизма и патетики. Совместное исполнение этих двух пьес предполагалось самим автором: композитор ввел Утреннюю песню в Трагическую сонату в качестве ее побочной партии, настаивая на исполнении первой пьесы перед второй. Трагические настроения в Сонате слышны уже в аккордах вступления, из которых словно вырастает драматичная главная партия. Светлое настроение Утренней песни оттеняет грозные отзвуки главной партии, она сама претерпевает ряд превращений, становясь то хоралом, то энергичным фугато. В разработке преобладают трагические звучания, словно предвосхищая репризу, где звучит только главная партия, завершающаяся масштабной кодой.
Широко известный канадский пианист-виртуоз Марк Андре Амлен в своем творчестве обращается к наследию прошлого, осмысливая его с позиций современного искусства. В его композиторском багаже – Вариации на тему Паганини, Токката на тему «L’Homme armé» («вооружённый человек» – французская песня эпохи Возрождения) и др. Используя разнообразные приемы музыкальной транскрипции, М. А. Альмен создает новаторские сочинения, в которых знакомые образы обретают новое звучание. Одним из поразительных образцов становится Этюд № 1 «По трем этюдам Шопена» («Тройной этюд по Ф. Шопену) (Etude No.1: Triple Etude (after Chopin)», 1992) a-moll, входящий в цикл «Twelve Etudes in all the Minor keys» («12 этюдов во всех минорных тональностях»). М. А. Альмен писал, что замысел соединить три ля-минорных этюда Ф. Шопена принадлежал Леопольду Годовскому (1879-1938) — российскому и американскому виртуозу, автору транскрипций шопеновских этюдов, который хотел создать контрапунктическую комбинацию шопеновских этюдов ор. 10 № 2, ор. 25 № 4, и ор. 25 № 11. М. А. Амлен отмечает: «Я получил огромное удовольствие от написания этой небольшой пьесы, особенно после того, как понял, что первые восемь тактов так хорошо сочетаются друг с другом». Амьен выстраивает композицию таким образом, что на каждом этапе в «Тройном этюде» ведущим становится один из шопеновских опусов.
Милий Алексеевич Балакирев – крупнейший русский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель, глава «Могучей кучки». Одним из ведущих направлений в развитии национальной культуры он считал обращение к фольклору как основе воплощения художественных образов, как источнику тем и сюжетов музыкальных произведений. Многие его сочинения опираются на русские народно-песенные мотивы – это Увертюра на темы трёх русских песен, музыкальная картина «1000 лет» («Русь»), «Тридцать русских народных песен для фортепиано в 4 руки» и др. Вместе с тем, М.А. Балакирев активно использовал в своих опусах фольклор других народов – чешский (Увертюра на три чешские темы /«В Чехии»/), испанский («Фанданго-этюд» /«Испанская серенада»/) и др., но особое внимание, как и все представители содружества, уделял восточным мотивам, воплотив их в симфонической поэме «Тамара», романсах, восточной фантазии «Исламей» для фортепиано (1869). М. А. Балакирев трижды побывал на Кавказе, записав там множество фольклорных образцов. Один из них стал особенно близок композитору – это кабардинская плясовая мелодия, послужившая основной темой в «Исламее». Контрастом ей стала лирическая песня крымских татар: напевная, томная тема ярко передает образы восточной лирики. Характер фортепианного письма в «Исламее» во многом обусловлен стилем Ф. Листа – насыщенно виртуозным, технически сложным, фактурно разнообразным. Две темы в «Исламее» развиваются на протяжении всей фантазии, где преобладает главная (кабардинская пляска), а в репризе она звучит, по указанию композитора, в характере трепака. Свое сочинение композитор посвятил известному пианисту Н. Г. Рубинштейну, на исполнительский стиль которого он ориентировался при создании опуса.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин