Живые струны. Волшебная арфа и виртуозная скрипка
08 октября, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов арфистка Алёна Соломкина и скрипач Андрей Зубенко. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков. В программе – сочинения Баха, Скарлатти, Паганини, Бокса, Вальтер-Кюне, де ла Пресля, Прокофьева.
Сборник из шести партит для клавира BWV 825–830 Бах написал в 1726 – 1731 годах. Сочинение также известно под названием «Clavier-Übung» (клавирные упражнения). Название Partita (деленная на части) впервые встречается в начале XVII века. Так называли вариации на хоральные темы и сюиты, состоящие из пяти и более частей. У Баха партита приобретает новую интерпретацию – более свободную по сравнению с сюитой. Программу концерта откроет Sinfonia из Партиты №2 для клавира до минор BWV826 в переложении для арфы соло американской арфистки Марии Луизы Райан-Фореро.
Французский композитор и педагог Жак де ла Пресль обучался композиции в Версальской консерватории, а затем в Парижской. Первая мировая война прервала его занятия. По окончании войны он снова начал сочинять. И в 1920 году был удостоен Второй Римской премии за кантату «Дон Жуан», а в следующем году – Гран-при за кантату «Гермиона». С 1937 по 1958 годы был профессором Парижской консерватории. С 1930 по 1943 годы занимал должность директора Радио Париж. В программе концерта прозвучит его композиция для арфы «Сады под дождём». Сочинение 1913 года.
Ровесник Баха Доменико Скарлатти, несмотря на широкий жанровый диапазон творческого наследия, в историю музыки вошел, прежде всего, как автор более пятисот сонат для клавесина, которые сам он называл еssercizi (упражнения). Эти пьесы затрагивают все виды клавирной техники, при этом заключают в себе богатый мир художественных образов. В них много выдумки, свежести, изысканного блеска, юмора. Прозрачность фактуры, легкость, жизнерадостность, энергия движения достигаются умеренными художественными средствами. Сонаты для клавира ля мажор К.209 и до минор К.99, исполненные на арфе соло, откроют новые грани известных сочинений композитора.
Екатерина Вальтер-Кюне – арфистка, пианистка и педагог, выпускница Санкт-Петербургской консерватории. По классу арфы обучалась у Альберта Цабеля, по классу фортепиано – у Антона Рубинштейна. С 13-ти лет исполняла сольные партии в оркестре. Среди ее учеников – знаменитая Ксения Эрдели. Вальтер-Кюне принадлежат переложения для арфы различных произведений классического репертуара, среди которых Фантазия на темы из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Сочинение 1909 года.
Программу вечера продолжит сочинение французского арфиста-виртуоза и композитора XIX века Николя Бокса. Он написал для арфы свыше 350 произведений, в том числе два концерта, множество сонат, фантазий, прелюдий, программных сочинений. Большим вкладом в педагогику стали его сто этюдов. Бокса был первым из западно-европейских арфистов, активно гастролировавших не только в Европе, но и в Америке, и в Австралии. В концерте прозвучит Рондо «Zitti, Zitti» на темы трио из оперы Россини «Севильский Цирюльник» в переложении Изабель Моретти для арфы соло.
«Кто хоть раз слышал аккорды Чаконы, звучащими без тени беспокойства и без каких-либо арпеджий, тот уже не будет сомневаться в том, что это единственно верный, художественно убедительный способ передачи», - писал Альберт Швейцер. Считается, что знаменитую Чакону из Партиты №2 для скрипки соло ре минор Бах написал после смерти жены Марии Барбары. Одна из особенностей сочинения – в уникальной скорбно-патетической басовой теме, которая задает тон всему произведению, на ее фоне 32 вариации дают ощущение движения, широкий диапазон эмоций. В этой музыке скрыто столько философских смыслов, что вопросы ее интерпретации будут решать еще многие поколения музыкантов. Джордже Энеску называл Чакону «Эверестом скрипачей».
Один из самых виртуозных опусов Паганини, состоящий из 24 каприсов, был написан в качестве этюдов для совершенствования техники. Опубликованные при жизни композитора, эти уникальные пьесы вызвали недоумение: никто не верил, что их можно играть, - так сложны они были в исполнении. Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичной технике и стояли у истоков новой эры музыкального искусства – романтизма с его внутренней свободой, накалом страстей и бурей эмоций. В программе прозвучит самый сложный Каприс №24 для скрипки соло ля минор ор.1.
Вторая соната для скрипки и фортепиано ре мажор Прокофьева является переложением его собственной Сонаты для флейты, которую композитор написал в 1943 году. Ей предшествовали масштабные произведения в духе военного времени – опера «Война и мир» и Седьмая фортепианная соната. На контрасте с ними композитор создает нечто иное, по его собственным словам, «в светлых и прозрачных классических тонах». Флейтовая соната очень понравилась другу Прокофьева, выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. «По договоренности с Сергеем Сергеевичем я сделал несколько вариантов для каждого места, которое, по-моему, следовало изменить. Прокофьев красным карандашом отмечал наилучший с его точки зрения вариант... В итоге соната получилась более концертной по сравнению с ее первоначальным вариантом», – вспоминал виртуоз. В 1944 году в Москве Вторую скрипичную сонату впервые исполнили Давид Ойстрах и Лев Оборин.
Алёна Соломкина (арфа), 22 года – студентка Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Мильды Агазарян). Лауреат Первого международного конкурса музыкального исполнительства Kamerton competition (Москва, 2020). Лауреат I премии III Международного конкурса-фестиваля «Краски музыки» (Москва, 2022). Лауреат II премии Международного музыкального конкурса, посвященного 150-летию С.В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2023). Лауреат премии «Молодые дарования России» (Москва, 2023). Лауреат I премии VII Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей "Музыка, талант, открытие" (Москва, 2024). Лауреат II премии IV Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2024). Получатель президентского гранта. Артистка Всероссийского Юношеского Симфонического Оркестра под управлением Ю. Башмета. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2024 года.
Андрей Зубенко (скрипка), 24 года – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). С 2024 года – ассистент-стажер в классе того же педагога. Победитель (Золотая медаль) XVI Молодежных Дельфийских игр России и XII Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ (Екатеринбург, 2017). Финалист проекта "Река талантов" - 2021. В настоящее время играет на скрипке Джузеппе (Филиус Андреа) Гварнери 1719 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
08 октября 2025 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 600 - 800 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96