От чистой романтики до шабаша на Лысой горе
22 мая, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов пианист Кирилл Роговой и кларнетист Никита Стрелков. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова. В программе – сочинения Бетховена, Мендельсона, Шопена, Сен-Санса, Мусоргского, Чайковского и Ловрелио.
Камиль Сен-Санс сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Его поразительная художественная гибкость и безупречный музыкальный вкус позволяли охватывать широчайший круг тем и сюжетов и наполнять произведения неповторимо прекрасными образами. В 1921 году композитор сочинил триаду сонат для духовых инструментов – гобоя, кларнета и фагота. Сонату для кларнета и фортепиано он посвятил профессору Парижской консерватории Огюсту Перье. В этом сочинении превосходно раскрываются выразительные возможности инструмента.
Донато Ловрелио – на рубеже ХIX – ХХ веков известный в Италии исполнитель-флейтист и автор сочинений для флейты и разнообразных составов духовых инструментов. Его любимым жанром были фантазии на темы известных итальянских опер. Виртуозные обработки Ловрелио чаще всего сочинял на темы из опер Верди. В программе прозвучит его Концертная фантазия на темы оперы «Травиата» для кларнета и фортепиано.
Одна из самых знаменитых и любимых публикой оперных арий – Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» – написана для лирического тенора. В концерте Ария прозвучит в версии для кларнета и фортепиано современного композитора и дирижера Андрея Рубцова, сделанной по известной транскрипции для скрипки Леопольда Ауэра. Сам Чайковский писал, что стремился избежать «блеска и трескучей эффектности», поэтому на первом плане мелодическая красота и задушевность этой музыки.
«Песни без слов» для фортепиано Феликса Мендельсона вошли в историю мировой музыки как выдающиеся образцы лирического искусства XIX века. Композитор сочинял их на протяжении всего творческого пути. При внешней простоте, эти миниатюры внесли значительный вклад в культуру пианизма, в них проявилась тенденция «вокализировать» инструментальную музыку, наполнить ее песенной выразительностью. В большинстве случаев «Песни без слов» носят характер камерного романса. В программе вечера прозвучат три пьесы в переложении для кларнета и фортепиано: Adagio non troppo ми мажор op.30 №3 – Allegro agitato ля минор op.85 №2 – Allegro leggiero op.67 №2.
32 вариации на собственную тему до минор – одно из выдающихся произведений Бетховена, созданное в 1806 году. Этот трагедийный опус основан на драматической контрастности. Мощная, величественная восьмитактовая тема унаследовала некоторые черты старинной музыки, связанные с изображением трагических образов. В процессе варьирования тема существенно видоизменяется. Цикл содержит два типа вариаций: полифонические и гомофонно-гармонические.
Фортепианные сонаты Бетховена относятся к числу лучших его сочинений и в значительной мере отражают творческий путь композитора. «В своих сонатах Бетховен и выдающийся зодчий, и чуткий психолог, и знаток колоритной фортепианной инструментовки, владеющий тончайшими оттенками краски и светотени…», – писал Борис Асафьев. Соната № 27 ми минор была написана в 1814 году и посвящена графу Морицу Лихновскому. Двухчастное сочинение отражает склонность к лаконизму, присущую ряду поздних фортепианных сонат Бетховена.
В творчестве Шопена мазурки имеют особое значение. Подавляющее большинство (а всего композитором создано более пятидесяти мазурок) написано вдали от родины, в Париже. В этих пьесах Шопен раскрывает всю прелесть народных музыкально-поэтических образов Польши. Три мазурки ор.56 созданы в 1843 году. №1 си мажор – лирически светлая, грациозная, №2 до мажор – «мазурка мазурок», как называют ее исследователи за ярко выраженный национально-бытовой колорит, №3 до минор – романтическая и спокойная мазурка-поэма.
В финале вечера прозвучит симфоническая картина Мусоргского «Ночь на Лысой горе», транскрипция для фортепиано Игоря Худолея – Андрея Дубова. В письме Римскому-Корсакову в 1867 году композитор сообщал: «23 июня, в канун Иванова дня, написана с Божьей помощью «Иванова ночь на Лысой горе» – музыкальная картина со следующим содержанием: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане и 4. Шабаш. – Партитура писана прямо набело без черновых... Сочинение посвящено Милию по собственному его требованию и, нечего говорить, с моей личной радостью… На мой взгляд "Иванова ночь" из новых и на музыканта мыслящего должна производить удовлетворительное впечатление».
Кирилл Роговой (фортепиано), 16 лет – учащийся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства г.Москвы (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Наталии Трулль). Обладатель Гран-при XIX Международного фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Крымская весна – 2021» (Ялта). Лауреат 3 степени XIII Международного конкурса юных пианистов им. С.В. Рахманинова (Великий Новгород, 2022). Обладатель премии «Достижение» V Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (Москва, 2023). Гран-при VI Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сочи, 2024).
Никита Стрелков (кларнет), 26 лет – выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс доцента Г.Л. Малиёва), с 2023 года является ассистентом-стажером в классе того же педагога. Победитель VII Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Ю. Н. Должикова (Москва, 2018). Лауреат III премии Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Запад – Сибирь – Восток» (Новосибирск, 2022).
22 мая 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-700 руб.
Доступна оплата «Пушкинской картой»
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96