Концерты Гайдна и Бруха. Увертюры Моцарта и Мендельсона
13 ноября, в четверг, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт «Солисты Дома музыки в Мариинском». В Концертном зале (ул. Декабристов, 37) с симфоническим оркестром театра выступят: лауреат премии Президента РФ, виолончелист Александр Рамм и победитель IV международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова (2025), скрипач Михаил Усов. В программе: Первый виолончельный концерт Гайдна, Первый скрипичный концерт Бруха, Увертюра к опере-буффа «Свадьба Фигаро» Моцарта и Увертюра «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. Дирижер – лауреат международного конкурса Николай Цинман.
Программу вечера откроет Увертюра к опере-буффа «Свадьба Фигаро» Моцарта. Премьера одной из самых известных опер в мире состоялась в Вене в 1786 году под управлением автора. Увертюру композитор первоначально задумал в итальянской манере – медленную часть в окружении двух быстрых. Но затем отказался от медленной части. В результате получился стремительный, необычайно живой шедевр, соответствующий действию самой оперы. В Императорском Мариинском театре «Свадьбу Фигаро» впервые поставили в 1901 году.
Среди огромного наследия Гайдна около пятидесяти концертов для солирующих инструментов. И только два – для виолончели: до мажор и ре мажор, написанные с разницей в двадцать лет. Первый виолончельный концерт до мажор сочинен в первой половине 1760-х годов для друга Йозефа Франца Вайгля, виолончелиста капеллы князя Эстерхази. Произведение содержит много уникальных по тем временам приемов. Концерт и сегодня считается сложным даже для супервиртуозов. Долгое время партитура считалась утерянной, но спустя почти два столетия была обнаружена в архиве Национального музея Праги.
К жанру увертюры Мендельсон обращался на протяжении всего творческого пути, написав 10 увертюр: первую – когда ему было 15-ть, а последнюю – уже на склоне лет. «Сон в летнюю ночь» 17-летний Мендельсон написал в 1826 году под впечатлением только что переведенной на немецкий язык одноименной комедии Шекспира, очарованный поэзией природы и сказочным колоритом произведения. По мнению Шумана, «расцвет юности чувствуется здесь как, может быть, ни в одном другом произведении композитора…».
Первый скрипичный концерт соль минор Макса Бруха, самое знаменитое его сочинение, принадлежит к наиболее характерным образцам этого жанра эпохи романтизма. Работу над произведением композитор начал летом 1864 года, вероятно, использовав некоторые свои эскизы, сделанные несколько лет назад по окончании консерватории. Премьера первой редакции Концерта состоялась под управлением автора в апреле 1866 года в Кобленце. Позже, при участии Йозефа Иоахима, Брух редактирует скрипичную партию. И в окончательной версии Концерт прозвучал в исполнении Иоахима в 1868 году в Бремене. На партитуре композитор оставил посвящение: «Йозефу Иоахиму в знак уважения». Скрипач своей рукой зачеркнул слово «уважение» и написал «дружба».
Александр Рамм (виолончель), 37 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народной артистки СССР профессора Натальи Шаховской) и Берлинской высшей школы музыки им. Эйслера (класс профессора Франса Хелмерсона). Обладатель Гран-при на Московском Фестивале Романтической Музыки (Москва, 2006). Лауреат II премии III Международного музыкального конкурса Beijing international music competition (Пекин, Китай, 2010). Лауреат III премии V Международного конкурса виолончелистов Paulo Cello Competition (Хельсинки, 2013). Лауреат II премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2025 года. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
Михаил Усов (скрипка), 23 года - студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Заслуженной артистки России Татьяны Беркуль). Лауреат конкурса скрипачей им. Андреа Постаккини (Италия, 2018). Лауреат II премии Всероссийских Дельфийских игр (Владивосток, 2018). Лауреат III премии Международного конкурса имени П. Столярского (Одесса, 2021). Победитель IV Всероссийского музыкального конкурса (2022). Обладатель звания «Лучший участник II тура» XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Лауреат I премии IV Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова и обладатель специального приза Губернатора Красноярского края (Красноярск, 2025). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
13 ноября 2025 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Ул.Декабристов, 37. Концертный зал Мариинского театра
Стоимость билетов: 900 – 1400 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 326 4141
Аудитория: 6+
Проект «Солисты Дома музыки в Мариинском». Стартовавшее в 2008 году сотрудничество Дома музыки с Государственным академическим Мариинским театром под руководством Валерия Гергиева - одно из важнейших для солистов Дома музыки. Самые успешные из них имеют честь выступать на сцене Концертного зала Мариинского театра, символично расположенного на одной улице с Домом музыки - Алексеевским дворцом. Особое значение имеет то, что солисты Дома музыки приглашены выступать на этой сцене с самого первого года её существования. Выступление с коллективом прославленного симфонического оркестра Мариинского театра - особое событие в жизни каждого музыканта. С 2024 года стартовал отдельный цикл камерных концертов - на самой современной камерной сцене Санкт-Петербурга - в Зале Рахманинова.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96