«Конкурс «Созвездие» стал для меня очень серьезной эмоциональной точкой, где я поборол себя»
Кирилл Роговой родился в 2007 г. в Иловайске. Обучаться музыке начал в Иловайской школе искусств (класс Анжелы Лагоды). В 2018 - 2022гг. обучался в ДРСМШИ для одаренных детей в Донецке (класс профессора Натальи Чесноковой). С мая 2022 года – учащийся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства г.Москвы (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Наталии Трулль). В 14 лет стал обладателем Гран-при XIX Международного фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Крымская весна – 2021» (Ялта). В 2022 году – лауреат XIII Международного конкурса юных пианистов им. С.В. Рахманинова (Великий Новгород). В 2023 году – обладатель премии «Достижение» V Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева. В 2024 году стал обладателем Гран-при VI Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сочи).
Кирилл Роговой: Я родился в немузыкальной семье, в маленьком городе. Мои родители всю жизнь работают на железной дороге. И музыка в доме не звучала никогда. Но моя мама в детстве окончила 4 класса музыкальной школы по классу фортепиано. Пианино, на котором она занималась, до сих пор стоит в комнате у ее сестры, к которой мы часто захаживали в гости. И именно в те моменты, когда я приходил в гости, видел незнакомый инструмент, слушал интересные звуки, я и начал проявлять интерес. Я начал заниматься музыкой, как только поступил в обычную школу. Я поступил в музыкальную школу в класс флейты и через год в класс фортепиано. Это было не просто увлекательно. Это захватило всю мою жизнь. Хотя, естественно, это было не на уровне чего-то взрослого и серьезного. То есть я не осознавал это как серьезное профессиональное занятие. Для меня это было просто очень увлекательно. Помню, как каждый день прибегал из школы, садился сразу за фортепиано. Любил просто играть. Заниматься не очень любил. Но такое серьезное осознание важности и своего таланта, и этой любви, увлеченности пришло гораздо позже, когда я переехал в другой город, когда я стал заниматься более серьезно.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Почему между флейтой и фортепиано при выборе специальности победило фортепиано?
Кирилл Роговой: Наверное, я выбрал фортепиано просто потому, что мне больше нравилось его звучание, богатство, на нем что угодно можно сыграть. Хотя я этого тогда не понимал, но это ощущение всеобъемлющее мне нравилось. И, может быть, потому что в музыкальной школе у меня сменилось с полдесятка педагогов по фортепиано, и все они в один голос говорили моим родителям, что надо переезжать в другой город, чтобы заниматься серьезно.
СПДМ: Поступление в школу для одаренных детей в Донецке означало, что для себя Вы уже сделали выбор в пользу этой профессии?
Кирилл Роговой: С поступлением в школу в Донецке не то, чтобы я уже выбрал профессию, хотя, конечно, выбрал, но так по-детски. Изменился распорядок дня. Он стал более строгий. Там была очень строгая творческая атмосфера: и в школе, и в музыкальной части. У нас в одном здании были и общеобразовательные дисциплины, и классы для занятий по специальности. Но осознание того, что это то, чем ты хочешь заниматься всю жизнь, то, чему хочешь себя посвятить полностью, пришло гораздо позже, уже в Москве.
СПДМ: Переезд в Москву и учеба в Академии исполнительского искусства сильно изменили Вашу жизнь? Были сомнения, когда принимали это решение?
Кирилл Роговой: Безусловно, и переезд в Москву, и учеба в Центральной музыкальной школе глобально поменяли мою жизнь и мое внутреннее отношение. Я стал гораздо взрослее. Сыграло еще большую роль, что меня поселили не с родителями в отдельную квартиру, а в интернат, где много одаренных людей живут вместе, разговаривают, проводят вечера. И постоянно откуда-то доносятся звуки виолончели, скрипки, фортепиано, то есть эта атмосфера творчества, постоянного, непрерывного, здесь невероятная. И она очень помогает в занятиях. Потому что есть какой-то азарт в этом. Не хочется, чтобы тебя кто-то перегнал или кто-то лучше тебя играл. И в то же время появляется чувство причастности к тому, что нас много. К тому, что мои мысли, стремления, желания, они не только мои. Это у всех.
СПДМ: Что для Вас было особенно непривычным на первых этапах обучения в Академии?
Кирилл Роговой: Когда мой профессор Наталия Владимировна Трулль позвала меня учиться в школу, это произошло совершенно случайно и очень внезапно на конкурсе в Великом Новгороде два года назад, естественно, у меня никаких сомнений не было. Я, конечно, был ошарашен. Потому что для меня Центральная музыкальная школа была не то что мечтой, это такая мекка искусства, творчества юношеского. И я даже не мечтал туда попасть. Но это произошло очень быстро, внезапно. И я, естественно, сразу загорелся желанием переехать. Ни о чем не думал, просто было желание сразу ринуться туда, в самую гущу событий, в Москву. Были сомнения у мамы, но это скорее просто страх, страх заботы обо мне. Но это быстро прошло под моим влиянием, под влиянием моего горения внутреннего. Непривычным было, наверное, то, что большой город, атмосфера постоянного движения, постоянного потока, даже немного суетливости такой в хорошем смысле. Поначалу очень тяжело было к этому привыкнуть. И, наверное, для меня стало откровением, что действительно я не один такой увлеченный музыкой человек. Но это быстро переросло в очень хорошее дружеское, теплое чувство общности с ребятами. Я здесь нашел для себя много новых знакомств и по-настоящему хороших друзей, близких мне по духу, по мыслям, по всему.
СПДМ: Вы – один из самых молодых участников проектов Санкт-Петербургского Дома музыки. Что Вас вдохновляет в этом сотрудничестве? Чего ожидаете от проектов?
Кирилл Роговой: В сотрудничестве с Домом музыки меня вдохновляет, в первую очередь, то количество больших музыкантов, которые являются солистами Дома музыки и постоянно здесь играют, сколько людей выдающихся и очень талантливых юных исполнителей проходит через эту организацию. Меня поразило, насколько в Доме музыки все организовано, на каком это высоком уровне. Это очень важно. Я жду очень интересного, долгого и плодотворного сотрудничества с Домом музыки. Надеюсь, что это мне поможет на моем творческом пути. Жду интересных проектов, концертов, мастер-классов. С Сергеем Павловичем Ролдугиным у нас сразу нашелся общий язык. Когда я только увидел его на «Созвездии», я понял и потом в этом убедился, что это очень глубокий и интересный музыкант. И его советы, которые он мне дал после концерта 22 мая в Английском зале Дома музыки, очень, надеюсь, мне помогут. И для меня действительно очень важно его профессиональное мнение.
СПДМ: В Вашей конкурсной биографии уже несколько больших побед, в частности, Гран-при Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" в Сочи в этом году. Это была очень трудная победа?
Кирилл Роговой: Конкурс «Созвездие» стал для меня очень значимым событием. Даже не потому, что это значимый конкурс, где высокий уровень организации, участников и жюри. Не в этом дело. Это стало для меня очень серьезной эмоциональной точкой, где я поборол себя: какие-то свои страхи или свою лень в каком-то виде, потому что она существует. Это был очень важный шаг для меня. Конечно, хочется отметить, что это, наверное, самый добрый конкурс, в котором я участвовал. Во-первых, там не отсеиваются участники между турами. Если ты прошел в финал конкурса, то играешь все туры с абсолютным внутренним спокойствием, с осознанием того, что, если ты сыграешь не очень какие-то две ноты, промажешь, то ты продолжишь дальше играть, сыграешь второй тур с оркестром. Это очень важно, потому что какие-то мелкие оплошности, случайности из-за волнения, из-за неосторожности, которые в секунду происходят, иногда становятся факторами того, что ты не проходишь в следующий тур на больших конкурсах.
СПДМ: Какая музыка вас больше всего волнует как исполнителя? В какой музыкальной эпохе Вы наиболее гармонично себя чувствуете?
Кирилл Роговой: У меня сейчас такой этап в жизни, когда я нахожусь в поиске того, что мне нужно, что мне близко, что мне приятно играть. И мы с моим педагогом так подбираем репертуар, чтобы это было очень разнообразно, чтобы я не играл только романтику, только Листа или только Шопена. Но за последние два года учебы я переиграл колоссальное количество музыки разных эпох, начиная от Баха и заканчивая Бартоком и Прокофьевым, которого я тоже очень люблю. Но если брать именно то, что ближе душе, все-таки это романтическая музыка и начало 20 века. Прокофьева, миниатюры Шопена я очень люблю, именно национальный колорит его и эту парадоксальность: несмотря на миниатюрный жанр, у него умещается вся человеческая жизнь. Видно, как композитор и исполнитель, если он хорошо исполняет, как он в это вкладывается, весь жизненный опыт, все, что он пережил, он вкладывает в это. Этим меня и привлекают миниатюры Шопена и крупные сочинения тоже. И также Лист, последние два года я много играл его парафразы из опер, воспоминания об операх, на «Созвездии» играл. Это такая музыка, к которой многие относятся скептически, потому что в целом она такая блестящая, виртуозная, что называется, для публики. Это, конечно, так, но там все пассажи, все технические трудности являются лишь средством для того, чтобы выразить глубокую мысль, до которой надо дойти. Не все до нее доходят в качестве исполнителей и в качестве слушателей. Потому что этот занавес виртуозности пассажей, и чего только там нет, действительно очень трудно проходимы.
СПДМ: Стиль исполнения каких пианистов Вам ближе всего? За счет чего, на Ваш взгляд, возникает эта симпатия к чужой интерпретации музыки? И к чему в этом отношении стремитесь Вы?
Кирилл Роговой: Из пианистов очень обширный список людей, которыми я вдохновляюсь, в которых я чувствую непреодолимую жизненную энергию, которая бьется через край, и которую я хочу тоже перенять себе. Но из по-настоящему близких мне исполнителей я бы назвал Клаудио Аррау – пианист прошлого века, грандиозный просто пианист. Совсем недавно я услышал какую-то его запись, я послушал и просто сидел несколько минут с открытым ртом. Потому что это невероятное чувство музыки, чувство стиля, чувство гармонии и фразы. У него просто все есть. Это мне невероятно близко, и это очень классично. Также я очень люблю слушать Григория Соколова – пианиста, который сейчас за рубежом в основном играет. Хотя стиль его исполнения мне не так близок. Он очень эксцентричный, очень порывистый, но слушать его записи – это великое удовольствие. И я невероятно ими вдохновляюсь и черпаю оттуда. Это как раз источник жизненной энергии, который очень нужен для музыканта, для любого человека: для художника, для писателя, для кого угодно.
СПДМ: О какой карьере Вы мечтаете? И что в ближайших планах?
Кирилл Роговой: Естественно, как и большинство юных музыкантов я мечтаю об активной концертной карьере, чтобы были концерты, чтобы публика приходила и любила, и чтобы были разнообразные программы. Но в то же время не хочется, чтобы это мешало основной сути того, чем я занимаюсь, творчеству, постоянному развитию, постоянному познанию чего-то нового: нового композитора, новой эпохи, нового стиля, каких-то новых красок, которые вдруг обнаруживаются, когда ты начинаешь проникать в какой-то стиль, и обнаруживаешь то, чего у многих не слышишь, кажется, как будто ты первый это открыл. В ближайших планах у меня уже есть концерты. И также я готовлюсь к конкурсу Grand Piano Competition Дениса Мацуева, который пройдет в середине июня в Москве.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова