«Музыкальная сборная России». Бетховен – Франк – Шостакович – Бриттен
28 октября, во вторник, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Концертный центр «Сириус» (Сочи, ул. Чемпионов, 3) на концерт абонемента «Мастера». В сольной программе лауреата премии Президента РФ, виолончелиста Александра Рамма прозвучат: Вариации на тему из оперы Моцарта "Волшебная флейта" для виолончели и фортепиано Бетховена, Соната для скрипки и фортепиано Франка в переложении для виолончели и фортепиано Дельсара, виолончельные сонаты Шостаковича и Бриттена. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова.
Среди моцартовских опер Бетховен особенно выделял «Волшебную флейту». По мотивам мелодий Моцарта он создал два вариационных цикла для виолончели и фортепиано. В 1798 году, взяв за основу арию Папагено «Ein Mädchen oder Weibchen», композитор написал двенадцать вариаций. А в 1801 году появляется цикл из семи вариаций на тему дуэта Папагено и Памины «Bei Männern welche Liebe fühlen» – в этом опусе Бетховен создал череду разнообразных чувств и настроений: решительность, меланхолию, нежность и грусть, смущение и восторг. Программу вечера откроют Вариации на тему из оперы Моцарта "Волшебная флейта" для виолончели и фортепиано WoO 46.
Сезар Франк, известный французский композитор и органист бельгийского происхождения, в 1886 году написал Сонату для скрипки и фортепиано в качестве свадебного подарка другу, знаменитому скрипачу Эжену Изаи. Соната стала своеобразным «талисманом» скрипача и оставалась в его репертуаре до окончания карьеры. Первое исполнение совпало с днем свадьбы Изаи. «Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения "папы Франка", еще непризнанного…» - сказал Изаи перед исполнением. Позднее были сделаны переложения Сонаты для различных составов. Переложение для виолончели известного французского музыканта Жюля Дельсара было одобрено самим Франком и воспринимается как самостоятельное произведение, равноценное оригиналу.
В 1934 году Шостакович написал Сонату для виолончели и фортепиано ре минор, посвятив ее талантливому виолончелисту Виктору Кубацкому, ученику Анатолия Брандукова. Это был его первый опыт сочинения для виолончели и, по словам самого композитора, поиск чистоты языка и простоты выражения. Тогда в творчестве композитора наметился определенный прогресс: «Большой прорыв у меня в области камерной и концертно-эстрадной музыки…». Виолончельная соната считается самым романтическим произведением Шостаковича. В декабре того же года Кубацкий впервые исполнил Сонату в ансамбле с автором в Малом зале Ленинградской филармонии.
«Великая и благородная человеческая сущность Бенджамина Бриттена одинаково питает любые проявления его музыкального гения; произведения Бриттена – это его автопортрет человека…», – писал Ростропович. Их связывали многолетняя дружба и творчество. Первым сочинением, которое Бриттен написал для Ростроповича, была Соната для виолончели и фортепиано. Они впервые исполнили ее в 1961 году на бриттеновском фестивале в Олдборо. Пятичастную Сонату в одной из рецензий назвали «пятью фотоснимками мастерства Ростроповича». В 1963 году, в первый визит Бриттена в СССР, сочинение прозвучало в Москве и Ленинграде. После Сонаты появились Симфония-концерт и три сюиты для виолончели соло, созданные также для русского виолончелиста.
Александр Рамм (виолончель), 37 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народной артистки СССР профессора Натальи Шаховской) и Берлинской высшей школы музыки им. Эйслера (класс профессора Франса Хелмерсона). Обладатель Гран-при на Московском Фестивале Романтической Музыки (Москва, 2006). Лауреат II премии III Международного музыкального конкурса Beijing international music competition (Пекин, Китай, 2010). Лауреат III премии V Международного конкурса виолончелистов Paulo Cello Competition (Хельсинки, 2013). Лауреат II премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2025 года. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
28 октября 2025 г. Начало концерта в 19.30
Сочи, ул. Чемпионов, 3. Концертный центр «Сириус»
Стоимость билетов: 1350 – 3650 руб.
Телефон кассы: 8 800 200-61-11
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Кирове, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96