500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685-1750) - Ф. Бузони.
Хоральная прелюдии «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» фа минор BWV 639
(фортепианная транскрипция)
Й. Гайдн (1732-1809).
Соната для фортепиано ми-бемоль мажор Hob.XVI:49
Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №23 «Аппассионата» для фортепиано фа минор op.57
Г. Катуар (1861-1926).
Пять пьес для фортепиано op.10
№1 – Prelude es-moll
№2 – Prelude H-dur
№3 – Capriccioso gis-moll
№4 – Reverie As-dur
№5 – Legende fis-moll
И. Брамс (1833-1897).
Вариации и фуга на тему Генделя си-бемоль мажор op.24
Тимофей Владимиров (фортепиано)
О программе концерта
В 1732 году выдающийся немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал одно из самых известных своих сочинений – пятичастную церковную кантату «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос»), в основу которой были положены строфы гимна немецкого богослова Иоганна Агриколы. Первая часть кантаты представляет собой хоральную прелюдию, своеобразную фантазию, музыка которой поражает своей торжественностью и возвышенностью. Итальянский композитор и пианист Ферруччо Бузони, известный своими фортепианными транскрипциями и переложениями, предложил слушателям фортепианную версию баховской прелюдии, сохранив характер и стиль великого творения.
В наследии австрийского композитора, представителя венской классической школы Йозефа Гайдна жанр фортепианной сонаты занимает, наряду с симфониями и струнными квартетами, одно из ведущих мест: композитором создано более 60-ти сонат. В них Й. Гайдн утвердил тип классической сонатной формы, ставший образцом для музыкантов последующих поколений. Соната для фортепиано ми-бемоль мажор была написана автором в 1789/90 годах для пианистки-любительницы, друга композитора Марии Анны фон Генцингер (1754–1793) и посвящена ей. Й. Гайдн формирует особое соотношение частей в рамках цикла, где энергичной первой части (Allegro) противостоит певучая, песенная вторая (Adagio e cantabile), а финал традиционно представлен в виде менуэта (Finale: Tempo di minuet). Композитор демонстрирует поистине неистощимую фантазию, формируя в каждой части выразительные темы и оригинально их разрабатывая, с каждым проведением открывая новые грани.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato - воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных в наследии Людвига ван Бетховена. Композитор закончил ее в 1806 году - в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила уже после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира». Трехчастный цикл представляет собой как бы единое целое, и движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), где все темы так ли иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на октавном движении по тонам минорного трезвучия. Неожиданна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Вторая часть Аппассионаты характеризуется большей глубиной, философским размышлением. Она решена композитором как Andante (Andante con moto) в форме вариаций, где спокойная тема хорально-гимнического типа развивается в четырех вариациях. Финал относится к числу самых трагичных у Бетховена. Предельно драматичный (Allegro ma non troppo – Presto), он вторгается attacca, то есть сразу после второй части, неся в себя безостановочный поток волн пассажей и передавая бурю душевных страстей.
Имя известного русского композитора, теоретика, педагога Георгия (Егора) Львовича Катуара мало что говорит современному слушателю, хотя музыкант внес значительный вклад в отечественную культуру. Он учился в Санкт-Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, в 1917-1926 гг. был профессором Московской консерватории. До настоящего времени его труд «Теоретический курс гармонии» сохраняет значение. Г. Л. Катуар завоевал в свое время известность как автор симфонической поэмы «Мцыри», кантаты «Русалка» для соло, хора и оркестра, фортепианного концерта, фортепианного трио, около 60-ти романсов. У исполнителей и слушателей пользовался популярностью цикл «Пять пьес для фортепиано», созданный в 1898 году. Он включает несколько разнохарактерных пьес - две Прелюдии, Каприччио, Грёзы, Легенда. В них слышно, с одной стороны, влияние музыки С. В. Рахманинова, с другой - А. Н. Скрябина, органично сочетающихся в выразительных виртуозных пьесах. Свой опус Катуар посвятил другу Г. Э. Конюсу (1862–1933) — русскому теоретику, композитору и педагогу.
В 1861 году немецкий композитор Иоганнес Брамс создает Вариации и фугу на тему Генделя ор. 24. В основу сочинения им была положена простая, незатейливая тема (Ария) из третьей части Сюиты B-dur для клавесина выдающегося композитора эпохи барокко Г. Ф. Генделя (1685-1759). На эту тему в рамках сочинения Брамсом были написаны 25 вариаций и масштабная заключительная фуга, блестяще завершающая сочинение. Исследователи объединяют вариации в цикле, выделяя три больших группы: №№ 1–8, №№ 9–18, №№ 19–25, где каждая группа завершается ферматой, выставленной автором. Брамс максимально использует возможности темы, ее интонационные, ладо-гармонические, структурные особенности. Но при этом каждая вариация сохраняет строение темы, раскрывая ее в разных ракурсах, и большинство вариаций остается в основной тональности цикла – B–dur. Композитор писал: «Размышляя о вариациях, я считаю, что они должны быть выдержаны более строго и чисто. Иногда я нахожу, однако, что новое поколение слишком "копается" в теме. Мы все боязливо придерживаемся мелодии, но не разрабатываем ее свободно, в сущности, не создаем из нее ничего нового, а лишь нагружаем ее. Из-за этого мелодию совсем нельзя узнать». Все эти трудности блестяще преодолены Брамсом в Вариациях и фуге на тему Генделя. К тому же автор по-разному трактует вариации, придавая им то черты каччи (жанр светской вокальной музыки в Италии в XIV–XVI вв.), мюзета (старинный французский танец), сицилианы, венгерского чардаша. Некоторые вариации Брамс приближает по стилю к звучанию Моцарта или Бетховена. В совокупности же создается масштабный концертный цикл вариаций, который в сочетании с заключительной монументальной фугой образуют одно из самых ярких сочинений в жанре вариаций. Свой опус И. Брам преподнес Кларе Шуман, вдове композитора, в качестве подарка в день ее рождения; она же стала первой исполнительницей сочинения.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин