21
июня
Среда
20:00
2023
Стоимость билетов:
500-1200 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
Фортепианный вечер
I отделение

И.С. Бах (1685-1750) – И. Брамс.
Чакона ре минор для левой руки (1879)

И. Брамс (1833-1897). 8 пьес для фортепиано op.76
1.Capriccio фа-диез минор
2.
Capriccio си минор
3.
Intermezzo ля-бемоль мажор
4.
Intermezzo си-бемоль мажор
5.
Capriccio до-диез минор
6.
Intermezzo ля мажор
7.
Intermezzo ля минор
8.
Capriccio до мажор

II отделение

А. Брукнер (1824-1896). «Воспоминание» WAB117

Л. Яначек (1854-1928). «В тумане» (1912)

Ф. Лист (1811-1886). Скерцо и Марш для фортепиано S.177

 

Солист – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Доступно приобретение льготных билетов на Ярмарке 6 июня

IN ENGLISH

О программе концерта

Чакона зародилась в Испании и стала одним из распространенных ее танцев. Позднее она вошла в европейскую музыку как инструментальный жанр, представляя собой вариации на остинатный бас. Чакона нередко была частью цикла в творчестве И. С. Баха; одним из самых знаменитых образцов стала Чакона в его Партите No 2 для скрипки соло, поражающая трагичностью и глубиной звучания. Она завоевала широкую известность как самостоятельная пьеса, на ее основе создавали сочинения многие европейские композиторы, в том числе – Иоганнес Брамс. В 1879 году им было сделано переложение Чаконы для левой руки. И. Брамс в письме к К. Шуман писал о баховской пьесе: «Для меня Чакона — одна из самых замечательных, непонятных музыкальных пьес. На одном нотном стане, для небольшого инструмента этот человек записывает целый мир глубочайших мыслей и сильнейших чувств. Эта пьеса вынуждает самыми разными способами заниматься ею. Только прибегая к одному способу, я, как мне кажется, испытываю пусть намного меньшее, но сходное и совершенно истинное наслаждение — когда играю пьесу одной левой рукой!» В результате И. Брамсом было создано масштабное сочинение, с одной стороны выполняющее технические функции (Чакона как этюд вошла в цикл пяти этюдов, написанных с учебными целями), с другой же – это зрелое, виртуозное сочинение, поражающее художественным совершенством.
 
Иоганнес Брамс был замечательным пианистом, его исполнительский стиль Р. Шуман называл «высоко гениальным». Это в значительной степени отразилось на творчестве И. Брамса, в котором фортепианная музыка занимает видное место. Композитор работал в разных жанрах, создавая превосходные образцы пьес, наполненных суровой мужественностью и сдержанной лирикой. В 1870-х годах он создает цикл ор. 76 (первая пьеса была написана им в 1871 году, пьесы со второй по восьмую – в 1878), в котором то поочередно, то попарно следуют каприччио и интермеццо. Каприччио (пьесы №№ 1, 2, 5, 8) по свободному характеру высказывания, по образной насыщенности близки рапсодиям композитора, Интермеццо же (пьесы №№ № 3, 4, 6, 7) представляют собой изящные лирические миниатюры. В целом же формируется необычный фортепианный цикл, наполненный разнообразными эмоциями и настроениями.
 
Крупнейший австрийский композитор и органист Антон Брукнер завоевал широкую известность благодаря, в первую очередь, своим 9 симфониям, во многих отношениях подводящим итог насыщенной симфонической музыке европейского романтизма 19 века. Но перу А. Брукнера принадлежат и сочинения других жанров – мессы, мотеты, органные опусы. Фортепианная музыка представлена в наследии композитора сравнительно небольшим количеством произведений, среди которых выделяется «Воспоминание» (1868) – 52 тактовая пьеса, сдержанная и лиричная по своему звучанию одновременно, в которой слышны отзвуки симфонических опусов и отголоски органной фактуры композитора.
 
Леош Яначек  – известный чешский композитор и музыковед, исследователь-этнограф, один из основоположников чешской национальной композиторской школы, друг А. Дворжака. Он известен как автор опер, симфонических и духовных произведений. Л. Яначек часто посещал Россию, любил ее литературу и искусство. Им, среди прочих сочинений, написаны оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А.Н.Островского), «Из мертвого дома» (по мотивам «Записок из мертвого дома» Ф. М. Достоевского), оркестровая рапсодия «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю) и другие произведения. Фортепианная сюита «В тумане», состоящая из четырех пьес, была создана композитором в апреле 1912 года для конкурса, объявленного Клубом друзей искусства в Брно. Образный строй пьес исследователи трактуют по-разному, но сходятся в одном: начинаясь как простые, незатейливые пьесы, они постепенно приобретают все большую насыщенность звучания, в котором угадывается даже нечто имрессионистическое. Особой масштабностью отличается финал, представляющий собой рапсодию, в основе которой – моравские фольклорные темы, решенные в остро современном ключе.
 
В невероятном по масштабам фортепианном наследии венгерского композитора-романтика Ференца Листа представлены произведения разных жанров и форм. Сам композитор выделял в своем творчестве разные периоды, и созданные в рамках каждого из них опусы относил к периоду поиска и открытий (ранний этап), периоду «бури и натиска» (средний этап), периоду «мудрого пианизма» (период зрелости), в рамках которого были созданы высшие творения композитора – Соната си минор, «Годы странствий» и многие другие сочинения. К этому же периоду относятся и написанные в 1851 году «Скерцо и Марш», построенные на характерном для композитора сопоставлении стремительной, виртуозной первой пьесы, которую однако завершают угрожающие нисходящие  хроматические ходы в низком регистре, непосредственно приводящие к активному, динамичному по характеру, фактурно насыщенному Маршу. В его конце обращает на себя внимание небольшой раздел, обозначенный композитором как «Стретта» (в полифонии термин, означающий вступление имитирующего голоса до того, как тема отзвучит в предыдущем проведении). Здесь она трактуется композитором в более общем значении, с использованием лишь отдельных имитационных приемов, подготавливая бурную завершающую коду. Свое сочинение Ф. Лист посвящает известному немецкому пианисту Теодору Куллаку (1818-1882).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин