Светлая музыка: Рихард Штраус – Брамс - Прокофьев
26 апреля, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских на программу цикла «Молодые исполнители России». Лауреаты международных конкурсов Анна Савкина (скрипка), Александр Ключко (фортепиано) и Андрей Матюхин (гобой) выступят с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром. В программе – Концерт для гобоя и малого оркестра Рихарда Штрауса, Первый скрипичный концерт Прокофьева и Второй фортепианный концерт Брамса, 190 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов.
Рихард Штраус – один из крупнейших немецких композиторов на рубеже XIX-XX вв., был и одним из лучших дирижеров своего времени. К нему рано пришла слава и сопутствовала до конца жизни. Автор опер, балетов, музыки к драматическим спектаклям, хоровых и камерных произведений, симфонических поэм, сочинений для солирующих инструментов, Штраус сформировал свой стиль под влиянием немецкого музыкального романтизма Шумана, Брамса, Вагнера. Среди произведений для солирующих инструментов особое место занимает Концерт для гобоя и малого оркестра ре мажор. Это сочинение Штраус написал в 1945 году по просьбе американского солдата, в прошлом гобоиста симфонического оркестра. Светлая, легкая, жизнеутверждающая музыка выдает веселый характер автора – Штраус, как известно, был большой жизнелюб.
Сергей Прокофьев тоже был исключительно светлой, жизнерадостной личностью. Эти черты отличали и его произведения. "Сочинением, которое заставило полюбить Прокофьева, оказался для меня Первый скрипичный концерт, - вспоминал Святослав Рихтер. - Позже я встречал многих людей, у которых любовь к Прокофьеву также началась с этого сочинения. Мне кажется невозможно, любя музыку, остаться им не захваченным. По впечатлению можно сравнить с тем, когда первый раз весной открывают окно и первый раз с улицы врываются в него неугомонные звуки". Законченный в 1917 году, ре-мажорный скрипичный концерт – одно из самых солнечных и лиричных произведений композитора. Концерт был необычен и нов своими смысловыми акцентами. Вопреки традиционному соотношению темпов, в нем две медленные части обрамляют быструю: мечтательное начало – скерцозная середина – лирический финал. Скрипке отведена доминирующая роль, к техническим возможностям инструмента композитор также подошел новаторски. Сочинение впервые было исполнено в парижской Гранд-опера в октябре 1923 года.
Иоганнес Брамс не отличался жизнерадостным характером, скорее наоборот, но остроумия и иронии ему было не занимать. В 1881 году в письме Кларе Шуман он сообщает: «… я написал очень маленький концерт для фортепиано с малюсеньким изящным скерцо». Это был его Второй фортепианный концерт, работа над которым длилась три года. Традиционный для инструментальных концертов трехчастный цикл Брамс дополнил упомянутым скерцо, которое звучало поистине восхитительно. Эпическая широта, размах, торжественность, богатство красок и, наконец, жизнерадостное мироощущение были по достоинству оценены публикой, пришедшей на премьеру в исполнении автора в Будапеште 9 ноября 1881 года. С тех пор Второй фортепианный концерт си-бемоль мажор Брамса входит в репертуар ведущих пианистов мира.
Анна Савкина (скрипка), 28 лет – ассистент-стажер Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). Победительница Международного музыкального конкурса "Buchenau Spring" (Германия, 2018). Победительница Всероссийского конкурса молодых исполнителей, посвящённого 75-летию Казанской консерватории (2020). В настоящее время играет на скрипке Томмазо Балестриери 1752 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Александр Ключко (фортепиано), 22 года - выпускник Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже (класс профессора Рены Шерешевской). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Павла Нерсесьяна). Победитель XX Международного конкурса пианистов Иль-де-Франс (Мезон-Лаффитт, Франция, 2018). Победитель XIII Международного конкурса молодых музыкантов (Москва, 2018). Победитель V Манхэттенского международного музыкального конкурса (Нью-Йорк, США, 2020). Лауреат I премии Международного конкурса им. С.В.Рахманинова (Москва, 2022).
Андрей Матюхин (гобой), 18 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, доцента Ольги Томиловой). Победитель III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2020). Победитель Международного конкурса молодых исполнителей на духовых инструментах “WIND STARS 2020” (Рига, Латвия, 2020). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
26 апреля 2023 г. Начало концерта в 19.00.
Санкт-Петербург. Невский пр., 41. Дворец Белосельских-Белозерских
Стоимость билетов: 350 – 400 руб. Доступна оплата «Пушкинской картой»
Аудитория: 6+
«Молодые исполнители России» - серия концертных выступлений молодых музыкантов с сольными программами или в сопровождении симфонического оркестра в рамках проекта «Высшие исполнительские курсы». Программа концертов и солисты определяются в результате Всероссийского отбора за месяц до концерта. В программе концертов известные сочинения классиков – серьезное испытание для солиста и настоящий подарок для взыскательного слушателя, дающий возможность почувствовать себя членом жюри конкурса международного класса.
«Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Подробная информация на сайте: www.spdm.ru и по телефону: (812) 702-60-96