Флейта, гобой, контрабас.
10 октября, в четверг, в 18.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина и Тульская областная филармония им. И.А.Михайловского приглашают на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В сопровождении симфонического оркестра филармонии выступят лауреаты международных конкурсов Светлана Маренкова (флейта), Фёдор Освер (гобой) и Евгений Рыжков (контрабас). В программе: Второй флейтовый концерт Моцарта, Концерт Кусевицкого для контрабаса – к 150-летию композитора, и премьеры в Туле: Вокализ Рахманинова в переложении для контрабаса, и Первый гобойный концерт Лебрена. Дирижер – Игорь Манашеров.
Программу вечера откроет увертюра Бетховена «Кориолан», созданная в 1807 году для одноименной постановки трагедии австрийского драматурга Генриха Коллина. Трагическая история жизни и саморазрушения мощной личности римского полководца, жившего в V веке до н. э., вдохновила композитора на создание этого сочинения. «Музыка гнева» - такая характеристика утвердилась за увертюрой. Произведение в полной мере отражает образ главного героя, живущего в конфликте с самим собой. И этот поединок начинается с первых тактов.
Второй флейтовый концерт ре мажор Моцарт создал в 1778 году на основе своего же, сочиненного годом ранее, Концерта для гобоя. Причем, гобойная версия до 1920 года считалась утерянной, и публике был известен только флейтовый вариант. Несмотря на то, что композитор считал флейту недостаточно «убедительной» для соло, в своих флейтовых сочинениях он невероятно ярко раскрыл выразительные и технические возможности инструмента. Второй флейтовый концерт написан в традиционной трехчастной форме с соотношением частей по принципу образного и темпового контраста (I. Allegro aperto. II. Adagio non troppo. III. Rondo. Allegretto). Как всегда, Моцарт достигает художественного равновесия в соотношении сольной и оркестровой партий, поручая флейте чарующее, «волшебное» звучание и дополняя ее выразительной партией оркестра. Концерт еще при жизни композитора вошел в репертуар многих музыкантов, и сегодня его исполняют флейтисты всего мира.
Творчество Сергея Кусевицкого, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, принадлежит не только России, но и США. С 1894 года он играл в оркестре Большого театра. В 1909 году основал собственный оркестр, который с успехом концертировал по стране и в Европе. В 1923 году переехал в США, где 25 лет руководил Бостонским симфоническим оркестром. «Он превратил циклоп-контрабас в Цирцею-виолончель», – говорили о нем критики. Кусевицкий не только исполнял виртуозный контрабасовый репертуар, но также сделал множество переложений различных пьес и концертов и создал ряд прекрасных оригинальных произведений. Концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор, сочиненный в 1902 году, занимает почетное место в репертуаре контрабасистов.
Вокализ – одно из самых известных произведений Рахманинова, ставшее музыкальным символом России. Вокальная миниатюра, посвященная выдающейся оперной певице Антонине Неждановой, стала последней в цикле «Четырнадцать романсов» ор. 34. Впервые сочинение было исполнено Неждановой в январе 1916 года в Москве. Аккомпанировал автор. Написанный для голоса и фортепиано, Вокализ звучит не только в оригинальном вокальном варианте, но и в многочисленных аранжировках для различных составов исполнителей. В программе вечера сочинение будет исполнено в переложении для контрабаса и струнного оркестра Александра Исаева.
Людвиг Август Лебрен – немецкий гобоист и композитор второй половины XVIII века, один из популярнейших виртуозов своего времени. Об игре Лебрена сохранилось много восторженных отзывов, во время его концертов во Франции Шуберт писал, что он «завораживает Париж своим божественным гобоем». Он часто гастролировал с женой, одной из самых известных сопрано того времени – Франческой Данци. Их творческий союз был невероятно успешен. Многие композиторы писали специально для них арии с обязательным гобоем. Английский музыкальный критик Чарльз Бёрни писал о выступлении этой пары: «…когда они исполняют вместе в терциях и секстах, невозможно различить, какой голос выше, а какой ниже!». Как композитор Лебрен работал в камерно-инструментальном жанре, писал для театра, но главные его сочинения – концерты для гобоя. В финале вечера прозвучит Концерт №1 для гобоя с оркестром ре минор, сочинение 1770 года.
Светлана Маренкова (флейта), 20 лет - студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Александра Голышева). Лауреат I премии Третьего Международного конкурса флейтистов им. М.И. Каширского (Москва, 2020). Лауреат I премии XVII Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Духовые и ударные инструменты» (Москва, 2021). Лауреат I премии Х Международного открытого фестиваля-конкурса молодых музыкантов «Vivat Musica» (Москва, 2021). Лауреат I премии VIII Международного конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи» (2023). Лауреат I премии 28-го Международного конкурса для молодых инструменталистов “Gran Premio Povoletto” (Италия, 2024). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Фёдор Освер (гобой), 21 год - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). Победитель III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2020). Победитель XII Международного конкурса Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2021). Лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Евгений Рыжков (контрабас), 33 года - выпускник Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России Александра Шило). Победитель Международного конкурса им. Кусевицкого (Санкт-Петербург, 2013). Лауреат I премии на VI Манхэттенском международном музыкальном онлайн конкурсе (Нью-Йорк, 2022). С 2013 по 2021 гг. – артист группы контрабасов Мариинского театра. С 2021 года – артист Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Участник программ Дома музыки с 2011 года.
10 октября 2024 г. Начало концерта в 18.30
г.Тула, пр. Ленина, 51. Тульская областная филармония им. И.А.Михайловского
Стоимость билетов: 300 руб.
Телефон кассы: 8 (487) 236-49-00
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Сочи, Воронеже, Кирове, Петербурге, Москве, Ялте – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96