К 210-летию поэта. 15 октября.
О, Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим.
Константин Бальмонт
Творения русских поэтов во многом определили развитие национальной музыкальной культуры. Она немыслима вне сочинений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. А. Блока и других. В этом особая роль отведена М. Ю. Лермонтову, творческая жизнь которого – очень короткая, но насыщенная – определила РОМАНТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в развитии русской музыки.
По воспоминаниям современников, М. Ю. Лермонтов очень неплохо ИГРАЛ НА ФОРТЕПИАНО, СКРИПКЕ, ФЛЕЙТЕ, с увлечением музицируя в великосветских салонах и даже делая попытки приобщиться к звучащему миру. В «Автобиографических заметках» поэта есть запись: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрыпки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». Музыка широко представлена в наследии поэта; так в юношеской тетради даже сохранились его наброски либретто для оперы «ЦЫГАНЫ» по поэме А. С. Пушкина, оставшиеся незавершенными. Здесь Лермонтов предполагал использовать не только текст Пушкина, он ввел в либретто фрагмент из популярной в те годы оперы «Пан Твардовский» А. Н. Верстовского.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. Ю. Лермонтова НАПОЛНЕНЫ ЗВУКАМИ: герои сочинений поют и играют на различных инструментах, в стихотворениях исполнение песен и музицирование воспринимаются как неотъемлемая часть живого образа. В драме «МАСКАРАД» звучит «романс» Нины, в стихотворении «РОМАНС» упоминается «балалайки звук народный», в стихотворении «ЖЕЛАНИЕ» – «шотландская арфа»; персонаж поэмы «ДЖЮЛИО» играет на лютне, здесь же звучит «баркарола мирных рыбаков» и проч. Подчеркнутая музыкальность стихов, как представляется, естественно определяет интонационную красоту рождающихся на их основе мелодий.
Творчество М. Ю. Лермонтова стало самым плодотворным ИСТОЧНИКОМ ДЛЯ КОМПОЗИТОРОВ, превосходя в некоторых случаях даже обращение к пушкинским текстам. Исследователи говорят о существовании к настоящему времени более двух с половиной тысяч композиций на тексты поэта, авторами которых стало свыше 800 музыкантов, и их количество постоянно увеличивается. Удивительным кажется существование, например, более 120-ти музыкальных версий стихотворения «На севере диком…» (М. А. Балакирев, А. С. Даргомыжский, С. В. Рахманинов и др.), более 80-ти – стихотворения «Молитва» (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский и др.) и ряда прочих сочинений. В каждом случае композитор открывает богатый внутренний мир человека, подчеркнутый особой музыкальностью поэтического текста.
ТЕМА КАВКАЗА красной нитью проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова, бывавшему в тех краях в детстве и позднее находившемуся там в ссылке. Кавказу посвящены многие живописные пейзажи и литературные произведения поэта. Композиторы последующих поколений на основе его творений создавали произведения в разных жанрах, неизменно сохраняя особое, «лермонтовское» восприятие богатой жизни Кавказа. Среди опусов, например, «Демон» – опера А. Г. Рубинштейна и симфония Э. Ф. Направника; «Бэла» – опера Ан. Н. Александрова и балет В. М. Дешево́ва. На этот же сюжет предполагал написать оперу П. И. Чайковский, где либреттистом согласился быть А. П. Чехов.
Одним из любимых композиторов поэта был Л. ван БЕТХОВЕН, произведения которого во времена Лермонтова еще только завоевывали известность в России и которые поражали его творческое воображение. В своем сочинении 1834 года «Панорама Москвы» юнкер-поэт пишет о «чудной, фантастической увертюре Бетховена, в которой густой рев контр-баса, треск литавр с пением скрыпки и флейты образуют одно великое целое…» (речь, предположительно, шла об увертюре «Эгмонт»).
В творчестве М. Ю. Лермонтова обозначились своеобразные МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕЙТМОТИВЫ, проявляющиеся в том, что музыкально-поэтические образы проходят через многие произведения, связывая их по смыслу и художественному воплощению. Знаменательно, что во всех случаях лейтмотивы определяются жанрово-музыкальной принадлежностью: «Песня Селима» входит в поэмы «Измаил-бей» (1832) и «Беглец» (1838) стихотворение Черкесская песня из «Измаил-бея» стала песней Казбича в «Бэле» (1839), стихотворение «Воля-волюшка» (1831) вошло в неоконченный роман «Вадим» (1834), где, по словам героя, эта «песня была дика и годилась для шума листьев и ветра пустыни».
В. Г. БЕЛИНСКИЙ писал: «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взорами за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукой невидимой».
проф. З.М. Гусейнова