"Музыка была для него воздухом, которым он дышал.."
Джордж Гершвин ( 25.09.1898 - 11.07.1937)
«Джордж Гершвин был одним из редких музыкантов, для которых музыка не сводилась к вопросу о бо́льших или ме́ньших способностях. Музыка была для него воздухом, которым он дышал, пищей, которая его насыщала, напитком, который освежал. Музыка была тем, что он чувствовал, чувством, которое его наполняло. Первозданность такого рода дана только великим и, без сомнения, он был великим композитором. То, что он совершил, — это вклад не только в американскую музыку, но и в музыку всего мира».
Арнольд Шёнберг
Выдающийся американский композитор и пианист Джордж Гершвин родился в Бруклине в семье выходцев ИЗ РОССИИ. Он НЕ ПОЛУЧИЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, довольствуясь частными уроками по фортепиано, а также занимаясь гармонией и оркестровкой.
Начав свою деятельность в музыкальном магазине продавцом-рекламистом, исполнявшим по желанию покупателей популярные мелодии, Гершвин очень быстро достиг популярности, создавая МУЗЫКУ К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ на Бродвее, постепенно обращаясь к жанрам академической музыки и привнося в нее элементы ДЖАЗА.Композитор говорил: «Я слышу в нём музыкальный калейдоскоп Америки – наш огромный бурлящий котёл, наш национальный жизненный пульс, наши песни. Я убеждён, что джаз может стать основой для серьёзных симфонических произведений».
Настоящей сенсацией американской концертной жизни стало исполнение в 1924 году «РАПСОДИИ В СТИЛЕ БЛЮЗ» для фортепиано и симфонического оркестра Дж. Гершвина. На премьере сочинения присутствовали С. Рахманинов, И. Стравинский, Я. Хейфец, Л. Стоковский и многие другие музыкальные знаменитости Америки, единодушно признавшие поразительную НОВИЗНУ И ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ молодого музыканта. Сочетание классических форм и жанров с традициями фольклора, негритянского джаза проявилось и в его последующих произведениях: Фортепианном концерте (1925), «Американце в Париже» для оркестра (1928), Второй рапсодии для фортепиано с оркестром (1931), «Кубинской увертюре» (1932).
Интересно, что ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ композитора был впервые исполнен в Карнеги-холл в декабре 1925 года вместе с Пятой симфонией А. К. ГЛАЗУНОВА.
Дж. Гершвин много работал в жанре МЮЗИКЛА, привлекавшем своей свободой, доступностью, возможностью импровизации. Многие из этих незамысловатых сочинений, с большим успехом шедших на сценах Америки, и сейчас остаются привлекательными для слушателей, благодаря удивительным открытиям композитора, а «Пою о тебе» («Of Thee I Sing») стал первым мюзиклом, удостоенным в 1932 году почетной ПУЛИТЦЕРОВСКОЙ ПРЕМИИ.
Произведением, принесшим композитору мировую известность, считается ОПЕРА «ПОРГИ И БЕСС» (1935), названная композитором «фольклорной оперой», ставшая классикой американской музыки. В ней композитор соединяет традиционные черты оперного жанра и джазовые импровизации, классическую мелодику и характерные напевы негритянского фольклора. Фантастическую популярность приобрел один из номеров оперы – КОЛЫБЕЛЬНАЯ КЛАРЫ («Summertime»), написанная в стиле афро-американской духовной песни «спиричуэл» и обретшая в дальнейшем самостоятельную концертную жизнь. Непревзойденным образцом ее исполнения остается дуэт певицы ЭЛЛЫ ФИТЦДДЖЕРАЛЬД и трубача ЛУИ АРМСТРОНГА, «вернувших» мелодию оперной арии в родной мир джаза.
МУЗЫКАНТЫ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ играли значительную роль в музыкальной жизни Америки того времени, не случайно Дж. Гершвин, желая усовершенствовать композиторское мастерство, обратился к И. Ф. СТРАВИНСКОМУ. Историки так рассказывают об этой встрече: «Стравинский поинтересовался, сколько Гершвин зарабатывает в год. Услышав ответ, Стравинский задумчиво произнес: «Скорее уж мне следует у вас поучиться».
По материалам проф. З.М. Гусейновой