21
сентября
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

К.Дебюсси (1869-1918) - А.Ренье(1891-1953). Две арабески L.66
Ф.Годефруа (1818-1853). Концертный этюд ми-бемоль минор ор.193
Г.Форе (1845-1924). "Принцесса в замке" ор.110
А.Ф.Марескотти (1902-1995). "Движение"
А.Ренье (1875-1956). "Легенда"
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Оксана Сидягина (арфа)
II отделение

И.С.Бах(1685-1750) - Ф.Бузони (1866-1924).Чакона из Партиты №2 ре минор  BWV1004
Л.ван Бетховен (1770-1827). Соната №31 ля бемоль мажор ор.110
И.С.Бах (1685-1750) - Рахманинов (1873-1943). Прелюдия, Гавот и Жига из Партиты №3 для скрипки соло

 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Иванова (Дон) (фортепиано)

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
 в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

Термином «арабеска» (от французского слова arabesque, то есть арабский) в европейской архитектуре и живописи XIX века обозначали сложные художественные узоры в арабском стиле. Р. Шуман первым создал фортепианную пьесу с таким названием, сохранив в фактуре и мелодическом рисунке сочинения традиционную орнаментальность. Представитель французского импрессионизма Клод Дебюсси, написав в 1888 году Две арабески для фортепиано, с одной стороны продолжил шумановские традиции, с другой же — чрезвычайно обогатил инструментальную фактуру, наполнив ее почти живописной красочностью. Связь с Шуманом отчетливо слышна в Арабеске № 2, образно связанной со «Сновидениями» из цикла «Фантастические пьесы». Ощутимо и влияние Ф. Листа, особенно в Арабеске № 1, мечтательность и нежность которой словно восходят к «Обручению» из цикла «Годы странствий» Листа. Обработки Арабесок К. Дебюсси для разных инструментов делали многие музыканты, в том числе Анриетта Ренье. Она была одной из самых известных арфисток своего времени как во Франции, так и за ее пределами. Ренье и сама стала автором многих сочинений для арфы — масштабных (например, известен ее Концерт для арфы с оркестром) и миниатюрных. Среди них выделяется программная пьеса «Легенда» (по мотивам произведений французского поэта 19 века Леконта де Лиля), завершенная в 1903 году, виртуозная в техническом отношении и тонко раскрывающая художественные образы.
Феликс Годефруа — бельгийский арфист и композитор; младший брат известного арфиста Жюля Годефруа. Он был известен как один из самых ярких исполнителей своего времени, выступая также и как пианист, а созданные им сочинения для арфы и по сей день сохраняются в репертуаре солистов. Среди них — Концертный этюд ми-бемоль минор ор. 193, позволяющий раскрыть художественные и виртуозно–технические возможности инструмента.
Французский композитор Габриэль Форе обрел известность, во многом благодаря своим камерно-инструментальным сочинениям. Он тесно общался со многими выдающимися деятелями искусства своего времени, среди которых — И. С. Тургенев, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Глазунов. В 1909 г. Форе побывал с гастрольными поездками в Санкт-Петербурге и Москве. Его музыка всегда привлекала красотой и благородством звучания, не случайно К. Дебюсси назвал Форе «мастером очарований». Пьеса для арфы «Принцесса в замке» была закончена автором в 1918 году. Композитор подчеркивает поэтичность ее содержания, обозначив в заголовке пьесы имя поэта Поля Верлена, дружба с которым повлияла на формирование в творчестве композитора черт символизма.
Андре-Франсуа Марескотти — известный швейцарский композитор и органист ХХ века, воспитанник Женевской и Парижской консерваторий, автор сочинений, в которых очевидно стремление автора к внешнему блеску и виртуозности, сочетающихся с классичностью форм. Среди многих произведений Марескотти в разных жанрах (из них известность получили «Увертюра к комедии о женившемся на немой», «Утренняя серенада», фантазия «Весенние дожди» и др.) наиболее часто звучит его пьеса «Движение» — многоплановая и динамичная.
В творчестве Иоганна Себастьяна Баха жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного характера, в том числе и для скрипки соло. Партита обычно включает традиционные пять частей: Аллеманда (немецкий медленный танец), Куранта (французский спокойный танец), Сарабанда (испанский танец, с XVII века постепенно распространявшийся в Европе), Жига (быстрый народный танец кельтского происхождения), Чакона (испанский танец, исполняемый в быстром темпе в сопровождении пения и звуков кастаньет). Некоторые пьесы из скрипичных партит И. С. Баха обрели самостоятельную жизнь, став основой для многочисленных обработок и транскрипций. В 1933 году выдающийся русский пианист и композитор С. В. Рахманинов осуществил переложение трех пьес Партиты № 3 — Прелюдии, Гавота и Жиги. В 1915 году итальянским пианистом и композитором Феруччио Бузони (1866–1924) была сделана фортепианная транскрипция Чаконы из Партиты № 2. Она представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Чакона отличается особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

Фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена занимают одно из центральных мест в мировом музыкальном наследии. Исследователь Б. В. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена в целом — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы здесь в музыкально-динамическом плане...». Соната № 31 Ля-бемоль мажор, написанная Л. ван Бетховеном в 1821 году, принадлежит к числу сравнительно небольших по масштабам, но чрезвычайно насыщенных произведений композитора. Первая часть (Moderato cantabile molto espressivo) трактована композитором, вопреки традиции, как лирическая пьеса, лишенная острых конфликтов, раскрывающая все оттенки взволнованного чувства. Контрастом вторгается вторая часть (Allegro molto), построенная на активных скерцозных интонациях. Небольшой медленный эпизод приводит к заключительной фуге (Allegro, ma non troppo), решенной композитором в необычном ключе. Ее начальный и репризный разделы перемежаются выразительным Arioso, неповторимым по нежности высказывания. Реприза же построена на основной теме фуги, но теперь в ее «обращенном» варианте (вместо движения восходящими квартами композитор вводит движение квартами нисходящими). Бетховен придает теме торжественное звучание, которое достойно завершает всю сонату.
 Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Елизавета Иванова