20
февраля
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
100-150 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
общедоступный концерт
I отделение

«Золотая медь» - к юбилею Виктора Сумеркина

Дж. Перголези (1710-1736) Симфония для виолончели и бассо-континуо (переложение для тромбона и фортепиано Р. Сауэра)

Исполняет – лауреат всероссийского конкурса
Павел Сердюк (тромбон)

А. Лебедев (1924-1993) Концерт № 1 для тубы с оркестром (переложение для тромбона и фортепиано)

Исполняет – лауреат международного конкурса
Александр Ковальчук (тромбон)

Э. Креспо (р.1941) Импровизация № 1 для тромбона соло

Исполняет - Филипп Павлов (тромбон)

А. Онеггер (1892–1955) «Интрада» для трубы и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Попов (труба)

Б. Аппермонт (р. 1973) Концерт «Краски тромбона» (переложение для тромбона и фортепиано).

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)

К. Гомес (1836-1896) Увертюра к опере «Гуарани». Переложение для квартета тромбонов

Исполняют: Алексей Лобиков, Филипп Павлов, Павел Сердюк, Даниил Горохов

II отделение

"Струнное очарование"

И. Брамс (1833-1897) Соната ми минор для виолончели и фортепиано
А. Дворжак (1841-1904) Рондо для виолончели и фортепиано
Л. Яначек (1854-1928) «Сказка» для виолончели и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Валентина Дубровина (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок

О программе концерта

 
Итальянский композитор XVIII века Джованни Баттиста Перголези, несмотря на очень недолгую жизнь, создал целый ряд ярких, новаторских произведений, в числе которых — духовные сочинения (особую известность приобрела его «Stabat mater») и оперы (например, его «Служанка-госпожа»). Среди инструментальных сочинений особенно часто исполнялась его Симфония для виолончели и бассо-континуо, являющая собой ранний, доклассический образец камерной пьесы, в которой, однако, уже намечена четырехчастность строения с контрастным чередованием частей (Comodo — Allegro — Adagio — Presto). В сегодняшнем концерте произведение прозвучит в переложении для тромбона и фортепиано.

А. К. Лебедев принадлежит к числу наиболее авторитетных отечественных исполнителей на медных духовых инструментах. Тубист, артист оркестра Большого театра, профессор Московской консерватории, он также хорошо известен как композитор, автор интересных сочинений для своего инструмента, отличающихся превосходным знанием его возможностей, умением соединить его с оркестровой звучностью. Созданные Лебедевым произведения вошли в репертуар исполнителей всего мира, а переложения для разных инструментов, в том числе для тромбона, расширили их профессиональную востребованность. Концерт № 1, написанный автором в 1947 году, представляет собой одночастную масштабную композицию. Здесь драматические или торжественные разделы, в полной мере отвечающие природе инструмента, сменяются неожиданно мягкими эпизодами-размышлениями, «суровая нежность» которых заставляет по-новому взглянуть на характер инструмента.

Энрике Креспо ― уругвайско-немецкий тромбонист, композитор и аранжировщик, один из основателей и бессменный участник ансамбля «German Brass», солист ряда симфонических оркестров Германии. Креспо известен как автор сочинений для ансамбля медных духовых инструментов и, конечно же, для тромбона. Среди них особую популярность завоевали пьесы, которые Креспо назвал «Импровизации», снабдив их порядковыми номерами. Жанр импровизации, как известно, предполагает ситуацию, в которой процесс создания музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Импровизации Креспо и, в частности, №1 — это записанные пьесы фантазийного склада, в которых сохранен дух и стиль свободного музицирования. Сложнейшая по виртуозной технике и художественному воплощению, пьеса основана на латиноамериканских фольклорных интонациях и решена в джазовом стиле.

Пьеса «Интрада» французского композитора Артюра Онеггера, автора ряда сочинений для отдельных инструментов и ансамблей, была написана в 1947 году. Композитор использует для своего сочинения название инструментальной пьесы вступительного характера (по итальянски «intrada» означает «вступление»). В далеком XVI веке так называлась музыка, сопровождавшая торжественные выходы или шествия. Выбор композитором трубы в качестве солирующего инструмента как нельзя лучше подчеркивает характер сочинения – пышность и торжественность движения.

Берт Аппермонт – современный бельгийский композитор, педагог, дирижер, автор сочинений в разных жанрах. Особое внимание привлекает его концерт «Краски тромбона», завоевавший широкое признание. Он был написан в 1998 году под воздействием, по словам автор, его брата, тромбониста-любителя. Доскональное изучение возможностей инструмента позволило Аппермонту создать яркое, современное сочинение, украсившее тромбоновый репертуар.

Карлос Гомес известен как основоположник бразильской национальной оперы, первый композитор своей страны, получивший признание в Европе. Среди сочинений Гомеса выделяется опера «Гуарани», написанная по роману Ж. де Аленкара и рассказывающая о событиях времен колониальной Бразилии XVI века (сюжет повествовал о вожде индейского племени Гуарани, который спровоцировал нападение индейцев с целью завладеть богатством знатного человека и добиться руки его дочери). В 1870 году опера была поставлена в Милане, а в 1879 — в России. Увертюра представляет собой красочную оркестровую картину, в которой тесно сплелись бразильские и итальянские мотивы, а характер в полной мере отражает традиции европейской оперы того времени.

Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op.38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862-1865 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая этой части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит ее средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.

Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак, автор сочинений в разных жанрах, среди которых особую известность приобрели сочинения для виолончели, в том числе знаменитый Концерт и ряд самостоятельных пьес. Рондо для виолончели и фортепиано было написано композитором в 1891 году. Свойственная композитору опора на разнохарактерные фольклорные интонации со всей очевидностью проявилась и в Рондо. В основу пьесы в качестве рефрена (ведущей темы) композитором положена мелодия, которая хотя и сопровождается указанием Allegro gracioso (грациозное аллегро), но содержит драматический элемент. Рефрен проводится на протяжении пьесы несколько раз, чередуясь то со скерцозными, то с лирическими эпизодами.

Леош Яначек — известный чешский композитор, музыкальный теоретик, фольклорист, публицист и педагог. Как и другие славянские композиторы, он был тесно связан с Россией: приезжал в нашу страну, хорошо знал русский язык и любил русскую литературу, на сюжеты которой создавал произведения. В их числе — Рапсодия для оркестра «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя, Первый струнный квартет по повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» и др. В 1910 году композитор создает сочинение под названием «Сказка» («Pohádka») для виолончели и фортепиано на сюжет В.А. Жуковского «О царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». «Сказка» близка по своему строению сонате-фантазии, три части которой (I. Con moto, то есть «с движением» II. Con moto. III. Allegro) очень свободно излагают события литературного повествования. Сочинение композитор посвятил своему учителю — Ярославу Элгарту.
 
                                                                Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Алексей Попов
Valentina Dubrovina foto