17
ноября
Пятница
19:00
2023
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Н. Бокса (1789-1856) – И. Моретти 
Рондо «Zitti-Zitti» на темы трио
из оперы Дж. Россини “Севильский цирюльник"
(переложение для арфы соло) 

Ж. Тайфер (1892-1983).Соната для арфы соло (1957)

П. Чайковский (1840-1893) – К. Эрдели.
«Баркарола» из цикла «Времена года» 
(переложение для арфы соло)

К. Сальседо (1885-1961). Баллада для арфы соло op.28

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Екатерина Дворецкая (арфа)
II отделение

Ф. Гобер (1879-1941).
Фантазия для флейты и фортепиано (1912)

А. Глазунов (1865-1936) – Е. Серова.
Большое адажио из балета «Раймонда»
(переложение для флейты и фортепиано)

П. Санкан (1916-2008). Сонатина для флейты и фортепиано (1946)

С. Прокофьев (1891-1953).
Соната для флейты и фортепиано ре мажор  op.94

П. Чайковский (1840-1893) – Г. Браунштейн.
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
(переложение для флейты и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александра Зверева (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Робер Никола Шарль Бокса — французский арфист, композитор, выпускник Парижской консерватории. Он известен как один из ведущих исполнителей своего времени, выступавший во многих странах Европы, в том числе в 1840 году в России. Композитором написано более 350 произведений, в том числе для арфы, среди которых — два концерта, сонаты и фантазии, многочисленные пьесы. Результатом активной педагогической деятельности музыканта стало создание 100 этюдов, которые по своим художественным и техническим условиям вышли за пределы чисто инструктивных задач и приобрели статус ярких концертных пьес. Н. Боксе принадлежит и много виртуозных пьес, основанных на темах из известных опер. Большую известность получило его Рондо «Zitti-Zitti» на тему трио из второго действия оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», где Фигаро призывает уже объяснившихся в любви Розину и графу Альмавиву быть осторожней: «Тише, тише, сколько можно нам смелей теперь быть должно». Построенное на этой теме Рондо «Zitti-Zitti» раскрывает ситуацию уже инструментальными средствами. Известная французская арфистка Изабелла Моретти выполнила редакцию этого сочинения.
 
Жермен Тайфер – известный французский композитор ХХ века, участница знаменитого содружества «Шестёрка». Тайфер завоевала популярность как автор произведений разных жанров, в том числе опер, балетов, инструментальных концертов, вокальных и хоровых композиций. Сочинения композитора в целом отличаются изяществом и мелодичностью, что не противоречит включению ею в свои опусы современных, новаторских средств музыкальной выразительности. Для арфы Ж. Тайфер создан ряд сочинений: она написала «Маленькую книгу для арфы для Мадам Тардье» (1913–1917), представляющую собой сборник из 18 небольших музыкальных пьес»; «Концертино для арфы» (1925), получившую особую известность Сонату для арфы соло. Трехчастная композиция Сонаты выстраивается как последовательность активной первой части (Allegretto), где слышны отзвуки любимого композитором В. А. Моцарта, лирической, с прекрасной темой, второй частью (Lento) и динамичным финалом, озаглавленным автором  как «Perpetuum mobile» («Вечное движение», Allegro Gaiement).
 
Известный фортепианный цикл «Времена года» П. И. Чайковского, состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был создан в 1875 году При издании пьесам были предпосланы поэтические эпиграфы. Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Пьесе «Июнь. Баркарола» предпослан поэтический эпиграф А. Н. Плещеева:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
Пьеса «Баркарола» выделяется особой картинностью, почти зримостью образов. Выдающаяся отечественная исполнительница К. Эрдели выполнила переложение пьесы для арфы, усилив тем самым красоту звучания.
 
Карлос Сальседо – известный американский арфист и композитор французского происхождения, окончивший Парижскую консерваторию как пианист и арфист. Им сделано очень многое для развития мирового арфового репертуара и арфовой техники, он ввел в практику новые приемы звукоизвлечения (игра ногтями, стук по деке и корпусу и другие), а также сконструировал новый тип арфы, получивший его имя. Сальседо написано много сочинений разных жанров как для солирующей арфы, так и выступающей в ансамбле с другими инструментами., развивает традиции музыкального импрессионизма. В 1914 году композитором была написана Баллада для арфы соло op. 28 – красивая, масштабная пьеса повествовательно-драматического характера, разноплановая по кругу раскрываемых в ней образов.
 
Филипп Гобер – французский флейтист, композитор, профессор и главный дирижер оркестра Парижской консерватории. Он известен как автор многих разнохарактерных произведений для флейты, среди которых выделяются фантазии, программные пьесы и проч. Его творчество несет на себе отчетливое влияние Г. Форе и К. Дебюсси, композитор продолжает столь ярко представленную во французской музыке лирико-импрессионистическую традицию. В 1912 году он создал одночастную Фантазию для флейты и фортепиано, в которой солирующий инструмент то раскрывает лирические, пейзажные образы, обретающие в конце активный, действенный характер. Позднее пьеса приобрела статус конкурсной на экзаменах в Парижской консерватории. Композитор посвятил свое сочинение известному флейтисту Леопольду Лафлерансу (1865-1953).
 
В 1897 году А. К. Глазунов закончил работу над балетом «Раймонда», который был с триумфом исполнен на сцене Мариинского театра. В основе сюжета – средневековая рыцарская легенда, и действие разворачивается в Провансе. Сложность, многозначность сюжета с хитросплетениями различных романтических линий, дали возможность композитору создать яркий балет, в основу которого положены богатейшие пласты европейской и русской музыкальной традиции. Яркий эпизод балета – Большое адажио из II акта, представляющее собой любовный дуэт Раймонды и де Бриена с участием солирующей скрипки. Адажио считается одной самых красивых и выразительных страниц русского музыки. В сегодняшнем концерте оно прозвучит в переложении для флейты и фортепиано.
 
Современный французский пианист, композитор и педагог Пьер Санкан известен, в первую очередь, как выдающийся ансамблист, выступавший со многими крупнейшими европейскими исполнителями. Собственные сочинения Санкана связаны с разными жанрами (он написал оперу, балеты, камерные и концертные произведения), но наибольшую известность получила его трехчастная Сонатина для флейты и фортепиано (I. Moderato. II. Andante еspressivo. III. Anime), в которой композитор развивает традиции национальных камерно-музыкальных сочинений. Каждая из частей Сонаты построена как выразительная, по-французски изящная пьеса, открывающая перед исполнителями возможность передать все оттенки человеческого чувства.
 
Соната для флейты и фортепиано была написана С. С. Прокофьевым в 1943 году, но, несмотря на то, что работа шла в тяжелые военные годы, композитор создает светлое, оптимистичное произведение. Соната — это виртуозное, изящное, очень красивое сочинение, звучание которого всецело обусловлено возможностями флейты. Художественный строй Сонаты оказался созвучен многим опусам Прокофьева; здесь слышны отголоски балета «Ромео и Джульетта», оперы «Война и мир» и других произведений. В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение. Позднее композитор сделал редакцию этой Сонаты для скрипки и фортепиано. В сегодняшнем концерте прозвучат III (Andante) и IV (Allegro con brio) части сочинения.
 
Опера «Евгений Онегин» была создана П. И. Чайковским в 1878 году; композитор предпослал ей определение: «лирические сцены», подчеркнув тем самым значимость в сочинении темы любви. В сегодняшнем концерте опера представлена известной арией Ленского «Что день грядущий мне готовит?», звучащей во втором действии накануне смертельного поединка с Онегиным. Она становится трагической кульминацией оперы, резко меняющей судьбы героев. Ария существует в переложении для многих инструментов, в том числе для флейты, созданной на основе известной ее скрипичной транскрипции Л. Ауэра. Редакция пьесы выполнена известным американским музыкантом Гаем Брайнштейном.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин