12
декабря
Суббота
18:00
2020
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Польша, Варшава, ул. Бельведерска 25
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
(022) 849-27-30
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ОНЛАЙН-концерт
ко Дню Конституции РФ

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка будет доступна 12 декабря
18.00 Варшава, 20.00 МСК

С. Рахманинов (1873-1943).  Прелюдии op.32
№3 ми мажор - №10 си минор - №12 соль-диез минор - №13 ре-бемоль мажор
 

Исполняет – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского
Алексей Мельников (фортепиано)

П. Чайковский (1840-1893) – А. Лобиков (р.1987).
Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин»
(Переложение для тромбона и фортепиано)
П. Чайковский (1840-1893) – К. Линдберг (р.1958).
Романс Полины из оперы «Пиковая дама»
(Переложение для тромбона и фортепиано)
 

Исполняет – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского
Алексей Лобиков (тромбон)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

Д. Мийо (1892–1974).
Сюита «Скарамуш» для кларнета и фортепиано ор.165с

Исполняет – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

П. Чайковский (1840-1893).
Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано op.34
Мелодия из цикла «Воспоминания о дорогом месте»
для скрипки и фортепиано op.42№3

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Равиль Ислямов (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Вакер (фортепиано)

Ф. Лист (1811-1886)  – М. Гайдош (р. 1948). Венгерская рапсодия №2 
(переложение для контрабаса и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

Исполняет
ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)

О программе концерта

13 Прелюдий соч.32 созданы С.В. Рахманиновым в августе-сентябре 1910 года, когда композитор с семьей отдыхал в своей любимой Ивановке. Вместе с ранней Прелюдией до-диез-минор (op.3, №2, 1892 год) и десятью Прелюдиями соч.23 они образовали цикл из 24 пьес во всех тональностях, следуя тем самым традиции И.С. Баха и Ф. Шопена. Годы, прошедшие со времени создания соч. 23 до создания соч. 32, многое изменили в творческих взглядах композитора. За это время С.В. Рахманиновым были созданы две оперы, симфония, ряд крупных оркестровых пьес и масштабный Фортепианный концерт № 3, особенности которых получили продолжение в новых прелюдиях. Композитор создавал Прелюдии соч. 32 не по порядку, о чем свидетельствуют авторские даты в рукописях, но затем расположил их в «тонально правильном» порядке. Прелюдии чередуются преимущественно по принципу образно-темпового контраста, выстраиваясь в логичной последовательности и создавая многогранную звуковую картину. 
Прелюдия ми мажор (№3) Allegro vivace основана на столь любимых С.В. Рахманиновым интонациях колокольного перезвона. Насыщенная музыкальная картина строится на сочетании мощной звучности массивных колоколов и веселого звончатого «перепляса» малых колокольцев. 
Прелюдия си минор (№10) Lento принадлежит к числу пьес трагического звучания, не случайно ее основная тема напоминает по характеру народный плач. Общий сумрачный тон, наполненный оттенком погребального звона, усиливается плотной аккордовой фактурой, временами имитирующей хорал. 
Прелюдия соль диез минор (№12) Allegro продолжает характерный для русской музыки образ дороги, где определяющей основной настроение становится тема «однозвучного колокольчика», многократно преобразованная и сопровождаемая остинатной ритмической фигурой. 
Прелюдия ре бемоль мажор (№13) Grave выполняет функцию обобщения всех характеров и настроений в Прелюдиях соч. 32. Пьеса представляет собой развернутую фантазию, где звучные, полные скрытого беспокойства эпизоды, возникающие в начале, сменяются трагическими, вихревыми, достигающими в кульминации стихийного буйства. На завершающей стадии Прелюдии возвращается первоначальная тема, звучащая теперь как ее утверждение. 
 
Выдающиеся оперные сочинения П.И. Чайковского не раз становились источником вдохновения для музыкантов-инструменталистов, создававших переложения отдельных номеров для различных инструментов. Знаменитая Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» из первого действия в переложении для тромбона в полной мере сохраняет характерные черты сдержанного мужского монолога. Необычно переложение для тромбона женского Романса Полины «Подруги милые» из оперы «Пиковая дама», однако скорбный характер оперного номера, его пророческий оттенок как нельзя лучше передаются тембром тромбона.
 
Дариус Мийо — известный французский композитор, педагог и музыкальный критик, один из членов знаменитой «Шестерки», автор значительного количества произведений разных жанров (им написано около 500 опусов). Как композитор, он испытал на себе влияние разных, современных ему художественных течений, его музыка пронизана элементами конструктивизма, в них ярко проявляются и джазовые черты. Сюита «Скарамуш» для двух фортепиано написана Д. Мийо в 1937 году, а уже в 1939 году автором была создана редакция сочинения для кларнета с оркестром (фортепиано). Скарамуш — персонаж итальянской комедии дель арте, балагур и весельчак, ставший героем знаменитого романа Р. Саббатини. Каждая часть Сюиты — словно эпизод, в котором главный герой раскрывается в разных ситуациях. Озорная первая часть (Vif) строится на картинном чередовании стремительных и относительно спокойных эпизодов. Вторая часть (Modere) — лукавая лирическая сценка, где грациозность соседствует с неуклюжестью. В последней части сюиты проявилось увлечение Д. Мийо бразильскими песнями и танцами; в качестве финала композитор вводит «Бразильеру» — зажигательную самбу с ее феерическими вариациями и неподражаемой ритмикой.
 
Скрипичные пьесы П.И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор.34) и «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 №3) создавались в один период.
Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса — все эти черты проявляются в пьесе.
«Мелодия»   третья в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте» ор.42, написанном летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Мелодия» — мягкая лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся мелодии, передает богатые оттенки возвышенного чувства. 
Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». 
 
Жанр рапсодиимузыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о темах народных песен: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885. Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. 
Рапсодия №2 относится к числу самых известных сочинений композитора. Уже в кратком, торжественном вступлении подготавливается основной образный ряд произведения. Его первый раздел с медленной темой («лашан») переходит во вторую, танцевальную тему («фришка»), сопровождаемую легкими форшлагами, имитирующими игру на народных инструментах. На этих темах Лист разворачивает яркую картину народного праздника, где господствуют юмор, темпераментные сценки, драматические эпизоды. Постоянное ускорение создает ощущение вихря, передающего стихию праздника. Уже после смерти Листа были сделаны многочисленные переложения Рапсодии, в том числе для контрабаса, выполненное известным современным чешским контрабасистом Милославом Гайдошем.
 
Профессор З.М. Гусейнова        
 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков