18
апреля
Четверг
19:00
2013
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Немецкая музыка сквозь века
I отделение

И. Брамс (1833-1897) Соната для скрипки и фортепиано №3 d-moll op. 108
Р. Шуман (1810-1856) Фантазия для скрипки и фортепиано C-dur
Л. Бетховен (1770-1827) Романс № 2 F-dur op.50
И. Брамс (1833-1897) Скерцо c-moll

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Давид Ардуханян (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Максим Кинасов
II отделение

И.С. Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга a-moll
Л. Бетховен (1770-1827) Соната No.13, op.27 No.1, Es-dur
И. Брамс (1833-1897) Вариации на тему Паганини op.35, a-moll

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Максим Кинасов (фортепиано)

О программе концерта

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует этот рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, раскрывающая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, раскрывающее образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
Для Роберта Шумана, выдающегося представителя немецкого романтизма, жанр инструментальной фантазии был весьма значимым. Фантазия как одночастная, развернутая концертная пьеса во многом стала открытием композитора, позволившем ему воплощать в свободной форме новые, причудливо меняющиеся образы, раздвигающие границы реальности. Поэтому столь часто в творчестве Шумана возникают «Фантастические пьесы», «Фантастические картины» и целый ряд «Фантазий». Среди них особенно выделяется Фантазия для скрипки и фортепиано C-Dur, созданная композитором в последний творческий период (1853) и посвященная выдающемуся скрипачу Йозефу Иоахиму. Одно из последних гениальных творений Шумана, Фантазия с ее насыщенностью карнавальными образами, буйством красок, неистощимым богатством звукового письма и в то же время оправданностью каждого нового элемента, по праву занимает одно из ведущих мест в репертуаре виртуозов прошлого и настоящего.
К тому же 1853 году относится создание еще одной скрипичной пьесы, посвященной Й. Иоахиму — Скерцо c-moll И. Брамса. История создания Скерцо весьма необычна. Осенью 1853 года, когда Брамс тесно общался с Робертом Шуманом и его учеником Альбертом Дитрихом, им пришла мысль о создания коллективной сонаты, предназначенной для Й. Иоахима. Произведение было написано: первая часть принадлежала Дитриху, вторая (Интермеццо) и финал – Шуману, скерцо – Брамсу, которое стало первым его сочинением для скрипки. Соната как целостное сочинение опубликована не была, и только в 1906 году Иоахим издал энергичное по характеру, динамичное Скерцо Брамса как отдельную пьесу, которая стала одной из блестящих концертных пьес скрипичного репертуара. Целостное же произведение вошло в историю музыкального искусства как «F.A.E. соната», где под аббревиатурой «F.A.E.» скрывается своеобразный лозунг: «Frei, Aber Einsam» («свободен, но одинок»).
Очень редкий в творчестве Людвига ван Бетховена жанр романса представлен, главным образом, двумя скрипичными пьесами ор. 40 и ор. 50. Романс № 2 был написан в 1798 году, композитор сопроводил его ремаркой Adagio cantabile (Медленно, певуче), придав, таким образом, солирующему инструменту функцию человеческого голоса. Обозначение Adagio cantabile Бетховен вводил обычно для обозначения самых выразительных лирических страниц своей музыки, в том числе — во второй части знаменитой фортепианной Патетической сонаты (№ 8). Бесконечная лирика Романса не исключает в то же время появления в пьесе драматических элементов, по-бетховенски настойчиво напоминающих о трагических событиях и настроениях.
Среди многочисленных клавирных сочинений Иоганна Себастьяна Баха особое место занимает «Хорошо темперированный клавир» — один из первых в истории музыки опытов художественного применения темперированного строя инструмента. Бах ставил совершенно определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями и продемонстрировать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым натуральным строем. Бах дважды обращался к этой идее, в результате чего им были созданы два тома «Хорошо темперированного клавира» (первый относится к 1722 году, второй — к 1744; оба тома объединяют произведения разных лет). В каждом томе представлено по 24 микроцикла, включающего две пьесы — прелюдию и фугу в одной из 24-х тональностей, расположенных попарно по восходящей хроматической гамме. В фугах нашло отражение высокое мастерство Баха — непревзойденного полифониста, прелюдии же, в соответствии с названием жанра, рассматривались обычно как вступительный эпизод. Но Бах сумел на этой основе создать выразительные пьесы, несущие большой художественный смысл. Исполняемые в концерте Прелюдия и Фуга си бемоль минор принадлежат к произведениям сосредоточенно-скорбного характера, в определенном смысле передающими образ смерти Иисуса и горе стоящих перед крестом людей. Этому способствует использование в фуге темы хорала «Из бездны бед взываю я к тебе».
В инструментальном наследии И. Брамса богато представлен и жанр вариаций, при этом в качестве темы композитор часто использовал мелодии других авторов, в частности, Г.Ф. Генделя или И. Гайдна. Вершиной в жанре фортепианных вариаций считаются Вариации на тему Паганини a-moll ор. 35, созданные композитором в 1862—1863 годах. В качестве основной темы Брамс использует одну из самых известных мелодий европейской музыки — знаменитый Каприс № 24 Никколо Паганини, к которому обращались многие выдающиеся музыканты XIX-XX веков Ф. Лист, С.В. Рахманинов и другие.
Брамс решает свои Вариации как цикл «этюдов для фортепиано», где в основе каждого звучат интонации каприса. 28 этюдов разделены композитором поровну в двух тетрадях, в начале каждой тетради тема каприса повторяется, и далее каждый этюд построен на развитии какого-либо одного приема фортепианной техники (не случайно Вариации на тему Паганини иногда называют «энциклопедией» брамсовского пианизма). Но значимость произведения заключается не только в раскрытии технических возможностей, главное — это высочайшее художественное мастерство композитора, выстраивающего последовательность этюдов в мощный, разноплановый по содержанию цикл, где динамичные, порой неистовые пьесы чередуются то с элегическими, то скерцозными, то вальсообразными эпизодами.
Фортепианные сонаты в творчестве Л. ван Бетховена появлялись на протяжении всей жизни композитора: он испытывал неистребимую тягу к созданию сочинений в данном жанре, как бы избрав его для себя в качестве основы для остальных сочинений: в фортепианной сонате шла интенсивная творческая работа: возникали и разрабатывались новые идеи, осмысливалось новое художественное содержание шлифовались формы и приемы музыкальной выразительности. К тому же в них закладывались черты особого «бетховенского» пианизма, который современники сравнивали с «дико пенящимся вулканом». В результате все 32 сонаты являют собой поразительный феномен, по богатству и художественному результату не имеющий аналогов в мировой музыкальной культуре. Б.В. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения…».
Соната № 13 является первой из двух сонат ор. 27, где обеим предпослано авторское указание «Sonata quasi una Fantasia» (вторая — это знаменитая «Лунная соната»). Она была написана в 1801 году и посвящена княгине Жозефине фон Лихтенштейн. Композитор во многом отступает от традиционного трехчастного строения сонаты, не только представляя четырехчастный цикл, но и вводя дополнительные разделы в первую и четвертую части и создавая развернутую композицию (I. Andante – Allegro. II. Allegro molto e vivace. III. Adagio con espressione. IV. Allegro vivace – Presto). Каждая часть переосмысливается Бетховеном: вместо привычного сонатного аллегро в первой части он вводит лирическую багатель с последующим резким переломом звучания, вторая часть решена как скерцо, далее следуют медленное адажио и мощный финал. К тому же все части идут без перерыва, образуя достаточно свободную композицию, сближающую сонату, в соответствии с авторским обозначением, с фантазией. В итоге рождается сочинение, открывающее важное направление «сонаты-фантазии», которое проявит себя в творчестве многих европейских романтиков.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Давид Ардуханян
Максим Кинасов