Лики Романтизма: Шопен, Брамс
24 мая, во вторник, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на фортепианный вечер одного из самых ярких российских пианистов, победителя Международного конкурса им.П.И.Чайковского (2007) Мирослава Култышева. Концерт из цикла «Вечера в Английском зале» пройдет в историческом зале Алексеевского дворца (наб. Мойки, 122). В программе: Третья соната Брамса, Фантазия фа минор, Три этюда, Болеро, Колыбельная и Вариации из оперы Моцарта «Дон Жуан» Шопена.
Откроют программу вечера произведения неподражаемого романтика, польского гения Фредерика Шопена. Антон Рубинштейн сказал о нем: «Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». Самое масштабное из его одночастных произведений – Фантазия фа минор ор.49 – занимает особое место и в истории самого жанра. Сохраняя импровизационный характер жанра, Шопен трактует свою Фантазию как грандиозную романтическую балладу с яркими образами и сменяющимися контрастными эпизодами.
В творческом наследии композитора значатся 27 этюдов, в которых представлен весь комплекс технических упражнений того времени. Три этюда без опуса, написанные в 1839 году, стоят несколько особняком. Они нацелены больше не на техническую составляющую, а скорее на эмоциональную оценку.
Болеро ор.19, сочиненное в 1833 году – эксперимент Шопена в испанском стиле. Композитор, в то время ни разу не посещавший Испанию, создал произведение, которое стали называть boléro à la polonaise или «переодетый» полонез, поскольку ритмы пьесы больше напоминают национальный танец родины Шопена.
Колыбельная ор. 57, написанная в 1843 году, представляет собою вариации на польскую народную песню. Сам Шопен назвал произведение Variantes (Вариации), но позднее название было изменено на Berceuse (Колыбельная). Музыка пьесы рождает воздушные, причудливые образы и погружает в состояние полного умиротворения.
Вариации на тему «Là ci darem la mano» из оперы Моцарта «Дон Жуан» op.2, созданные в 1827 году, стали первым сочинением Шопена для фортепиано с оркестром. Это блестящее, виртуозное сочинение 17-летнего композитора ярко демонстрирует самобытный стиль автора с присущей ему глубокой выразительностью. Очень восторженно отреагировал на это произведение Шуман: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».
Среди ранних сочинений Брамса наиболее крупными, в которых уже в полной мере проявляется его музыкальный стиль, являются сонаты, и среди них Три фортепианных – его первые печатные опусы. Это масштабные сочинения, которые Шуман назвал «завуалированными симфониями». Третья соната фа минор ор.5, написанная в 1853 году – самое зрелое сочинение в этом «триптихе», в ней свободный романтический характер сочетается со строгой классической формой. Музыкальное развитие устремлено к медленной второй части – Andante – которую предваряет эпиграф:
Наступает вечер, встает луна,
Две души соединились в любви,
Пребывают в блаженстве.
Мирослав Култышев (фортепиано), 36 лет – выпускник Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста России, профессора Александра Сандлера). Победитель Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2007) и Международного конкурса пианистов Монте-Карло (Монако, 2012). Победитель II Международного фортепианного конкурса ClassicPiano (Дубай, ОАЭ, 2021). В 2005 году был награжден немецким орденом Грифона. Участник программ Дома музыки с 2006 года.
24 мая 2022 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122.
Стоимость билетов: 500 – 1200 руб. Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
Подробности:
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.