05
июня
Среда
20:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
К 220-летию М. Глинки и 225-летию А. Пушкина
I отделение

В. Гетман (1914-1993).
Фантазия на темы из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
для кларнета и фортепиано (1976)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Тер-Абрамян (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

М. Глинка (1804-1857).
Соната для альта и фортепиано ре минор (неоконченная) CG 10

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Антонина Попрас (альт)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

М. Глинка (1804-1857) – М. Балакирев.
Романс «Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом» BM 53
(переложение для фортепиано)

М. Глинка (1804-1857) – В. Грязнов.
Вальс-фантазия для оркестра си минор CG 106
(концертная обработка для фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виктор Николаев (фортепиано)
II отделение

М. Глинка (1804-1857) - В. Цыбин.
Вальс из оперы «Жизнь за царя»
(переложение для флейты и фортепиано) (1946) 

Н. Римский-Корсаков (1844-1908) – М. Сильвер, Дж. Френсис.
Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
(переложение для флейты и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Петр Худоногов (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Г. Свиридов  (1915 – 1998).
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (1974)
(переложение для фортепиано в 4 руки)
Тройка – Вальс – Весна и осень – Романс – Пастораль –
Военный марш – Венчание – Отзвуки вальса – Зимняя дорога

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владислав Федоров (фортепиано)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алина Федосеева (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Василий Алексеевич Гетман – известный музыкант и педагог, выпускник Ленинградской консерватории (1941), солист оркестра, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных. Им написан ряд методических работ по обучению игре на инструменте (например, «Азбука кларнетиста»), осуществлены транскрипции и фантазии для кларнета известных произведений отечественных и зарубежных композиторов. В Фантазии на темы из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» В. А. Гетман использовал основные, наиболее выразительные мелодии сочинения, создав на их основе яркую концертную пьесу. Основным в Фантазии выступает лейтмотив Петушка, дополненный темой Шемаханской царицы, темой Шествия и другими, последовательно воссоздающими события оперы-сказки и сплетающимися в красивые музыкальные узоры.
 
Среди оставшихся незаконченными произведений М. И. Глинки — его Соната для альта и фортепиано, написанные в молодые годы. К 1825 году относится запись, сделанная композитором: «Около этого времени я написал первое allegro сонаты d-moll для фортепиано с альтом; это сочинение опрятнее других, … Adagio написано было позже, а Rondo, которого мотив в русском роде памятен мне до сих пор, я и не принимался писать (я поместил его недавно в детской польке)». До сих пор остается неизвестной причина, по которой композитор не завершил сочинение, хотя в начале 1850-х годов он возвращался к работе над ним. Соната долго оставалась неизвестной, пока в 1932 году известный виртуоз В. В. Борисовский не «открыл» ее для широкой публики. С тех пор Соната остается репертуарным произведением и регулярно включается в концертные программы. Несмотря на двухчастное строение, Соната не воспринимается как незавершенная: две части Allegro moderatoLarghetto ma non troppo в полной мере раскрывают ее трепетное элегическое содержание, в котором сильны романтические мотивы. Они особенно слышны во второй части, где композитор использует интонации городского романса.
 
Романс «Жаворонок» М. И. Глинки входит в его вокальный цикл «Прощание с Петербургом», написанный на стихи Н. В. Кукольника в 1840 году. Простая, безыскусная мелодия романса близка по характеру народной песне, она передает богатую гамму чувств и переживаний музыканта. Исследователи называют произведение «своеобразной эмблемой творчества композитора». В середине 1860-х годов известный композитор, глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев выполнил транскрипцию романса для фортепиано, посвятив ее известному пианисту А. И. Дюбюку. Большой поклонник и последователь М. И. Глинки, Балакирев сделал очень многое для распространения его сочинений – исполнял их как пианист и дирижер, осуществлял редактирование, делал переложения для фортепиано. Обращение к «Жаворонку» стало важным этапом его творческой жизни: транскрипция остается одним из популярных сочинений русского концертного репертуара.
 
Среди известных одночастных симфонический сочинений М. И. Глинки выделяется его Вальс-фантазия, написанная как фортепианная пьеса в 1839 году. Ее создание было обусловлено одним из самых светлых событий в жизни композитора — встречей с Екатериной Керн. Именно ей композитор затем посвятит свой лучший романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина, посвященные в свое время матери Екатерины — А. П. Керн. Образ Е. Керн представлен в произведении Глинки словно в сцене бала, что и определяет характер звучания произведения: здесь вальс перестает быть просто танцем и становится волнующей поэмой-фантазией, раскрывающей чувства героев. Позднее, в Париже, в 1845 году Глинка оркестровал «Вальс-фантазию», назвав его тогда «Скерцо в форме вальса». Восхищенный исполнением, Г. Берлиоз писал: «Скерцо увлекательно, исполнено самого поразительного ритмического кокетства, истинно ново и превосходно развито». В 1856 году, незадолго до своей смерти, Глинка сделал новую оркестровку сочинения, определив нынешнее его название.
 
Танцевальные эпизоды занимают большое место в обеих операх М. И. Глинки. В «Жизни за царя» весь второй, «польский» акт построен на танцевальных сценах. Здесь звучат полонез, краковяк, вальс и мазурка, последовательно раскрывая основные этапы красочного действия. Вальсу в этой череде танцев отведена роль лирического центра. Изящный, в нежных пастельных тонах, и одновременно очень «театральный», он стал одним из самых выразительных номеров оперы. Его богатая оркестровка предопределила возможность создания переложений для разных инструментальных составов. В сегодняшнем концерте Вальс прозвучит в дуэте флейты и фортепиано, переложение выполнено известным отечественным музыкантом, профессором В. Н. Цыбиным.
 
«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия (то есть, небольшой эпизод между основными номерами сочинения), она является частью знаменитой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», над которой композитор работал в 1899-1900 годах. Эпизод звучит в конце третьего действия, когда Царевна-Лебедь обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу – царю Салтану. Крошечный виртуозный оркестровый фрагмент оперы (он звучит менее двух минут) обрел небывалую популярность, получив множество переложений для разных инструментов, в числе которых – и знаменитая интерпретация для фортепиано С. В. Рахманинова. В сегодняшнем концерте «Полет шмеля» прозвучит в переложении для флейты и фортепиано, осуществленном английскими исполнителями – клавесинисткой Миллисент Сильвер и флейтистом Джоном Френсисом.
 
Один из выдающихся отечественных композиторов ХХ века Георгий Васильевич Свиридов обрел известность как автор академических, во многом новаторских опусов («Патетическая оратория», Камерная симфония для струнного оркестра и др.), так и необычайно выразительных сочинений для слушателей самого широкого круга (музыка к кинофильмам). В своем творчестве Г. В. Свиридов традиционно опирается на русский песенный фольклор, по-своему претворяя его особенности в произведениях разных жанров. В 1964 году по приглашению режиссера В. Басова он пишет музыку к кинофильму «Метель». Притягательная, хрупкая повесть А. С. Пушкина получила адекватное воплощение на киноэкране, во многом благодаря тонкому вкусу композитора и прекрасному ощущению им эпохи. Он создает музыку, идеально сливающуюся с изображением и ставшую во многих отношениях образцом воплощения пушкинского стиля. В 1973 году из номеров киномузыки Г. В. Свиридов создает оркестровую сюиту, жанр которой он определяет как «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Ее составляют 9 номеров, обозначающих ключевые эпизоды фильма. 1. «Тройка», в основе которой лежит тема, близкая фольклорной; она возникает после мощного вступления и рисует бесконечные просторы и столь значимый в нашем искусстве образ колокольчика. 2. «Вальс», воссоздающий образ помещичьего усадебного быта с его неизменными балами. 3. «Весна и Осень» – это две миниатюры, раскрывающие облик расцветающей, а затем увядающей природы. 4. «Романс» – еще одна «пушкинская» зарисовка жизни в провинции с ее неизменным салонным музицированием, где сольная партия поручена скрипке. 5. «Пастораль» – своеобразная картинка из жизни, наполненной нежными чувствами и мечтательными взглядами. 6. «Военный марш», исполняемый духовым оркестром (без струнных) – выразительная зарисовка появления военных, всегда становящихся событием в провинциальной жизни. Нарочито громкая, с пародийными интонациями, музыка этого эпизода контрастирует образному строю предшествующих частей. 7. «Венчание» – оркестровая миниатюра, передающая таинство обряда, мягкая по звучанию; она завершается, в соответствии с сюжетом повести, мощными ударами аккордов, воспринимающихся как удары судьбы. 8. Пьеса «Отзвуки вальса», построенная на теме второго номера сюиты, звучит как трогательное воспоминание. 9. «Зимняя дорога» возвращает слушателей к образам первой части сюиты с ее звоном колокольчиков, бескрайней песней, морозной свежестью. Сюита прозвучит в переложении для фортепиано в 4 руки, выполненным другом Г. В. Свиридова, композитором Константином Афанасьевичем Титаренко.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Алина Федосеева