500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
В. Гетман (1914-1993).
Фантазия на темы из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
для кларнета и фортепиано (1976)
Анна Тер-Абрамян (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
М. Глинка (1804-1857).
Соната для альта и фортепиано ре минор (неоконченная) CG 10
Антонина Попрас (альт)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
М. Глинка (1804-1857) – М. Балакирев.
Романс «Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом» BM 53
(переложение для фортепиано)
М. Глинка (1804-1857) – В. Грязнов.
Вальс-фантазия для оркестра си минор CG 106
(концертная обработка для фортепиано)
Виктор Николаев (фортепиано)
II отделение
М. Глинка (1804-1857) - В. Цыбин.
Вальс из оперы «Жизнь за царя»
(переложение для флейты и фортепиано) (1946)
Н. Римский-Корсаков (1844-1908) – М. Сильвер, Дж. Френсис.
Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
(переложение для флейты и фортепиано)
Петр Худоногов (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Г. Свиридов (1915 – 1998).
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (1974)
(переложение для фортепиано в 4 руки)
Тройка – Вальс – Весна и осень – Романс – Пастораль –
Военный марш – Венчание – Отзвуки вальса – Зимняя дорога
Владислав Федоров (фортепиано)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Алина Федосеева (фортепиано)
О программе концерта
Василий Алексеевич Гетман – известный музыкант и педагог, выпускник Ленинградской консерватории (1941), солист оркестра, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных. Им написан ряд методических работ по обучению игре на инструменте (например, «Азбука кларнетиста»), осуществлены транскрипции и фантазии для кларнета известных произведений отечественных и зарубежных композиторов. В Фантазии на темы из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» В. А. Гетман использовал основные, наиболее выразительные мелодии сочинения, создав на их основе яркую концертную пьесу. Основным в Фантазии выступает лейтмотив Петушка, дополненный темой Шемаханской царицы, темой Шествия и другими, последовательно воссоздающими события оперы-сказки и сплетающимися в красивые музыкальные узоры.
Среди оставшихся незаконченными произведений М. И. Глинки — его Соната для альта и фортепиано, написанные в молодые годы. К 1825 году относится запись, сделанная композитором: «Около этого времени я написал первое allegro сонаты d-moll для фортепиано с альтом; это сочинение опрятнее других, … Adagio написано было позже, а Rondo, которого мотив в русском роде памятен мне до сих пор, я и не принимался писать (я поместил его недавно в детской польке)». До сих пор остается неизвестной причина, по которой композитор не завершил сочинение, хотя в начале 1850-х годов он возвращался к работе над ним. Соната долго оставалась неизвестной, пока в 1932 году известный виртуоз В. В. Борисовский не «открыл» ее для широкой публики. С тех пор Соната остается репертуарным произведением и регулярно включается в концертные программы. Несмотря на двухчастное строение, Соната не воспринимается как незавершенная: две части Allegro moderato – Larghetto ma non troppo в полной мере раскрывают ее трепетное элегическое содержание, в котором сильны романтические мотивы. Они особенно слышны во второй части, где композитор использует интонации городского романса.
Романс «Жаворонок» М. И. Глинки входит в его вокальный цикл «Прощание с Петербургом», написанный на стихи Н. В. Кукольника в 1840 году. Простая, безыскусная мелодия романса близка по характеру народной песне, она передает богатую гамму чувств и переживаний музыканта. Исследователи называют произведение «своеобразной эмблемой творчества композитора». В середине 1860-х годов известный композитор, глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев выполнил транскрипцию романса для фортепиано, посвятив ее известному пианисту А. И. Дюбюку. Большой поклонник и последователь М. И. Глинки, Балакирев сделал очень многое для распространения его сочинений – исполнял их как пианист и дирижер, осуществлял редактирование, делал переложения для фортепиано. Обращение к «Жаворонку» стало важным этапом его творческой жизни: транскрипция остается одним из популярных сочинений русского концертного репертуара.
Среди известных одночастных симфонический сочинений М. И. Глинки выделяется его Вальс-фантазия, написанная как фортепианная пьеса в 1839 году. Ее создание было обусловлено одним из самых светлых событий в жизни композитора — встречей с Екатериной Керн. Именно ей композитор затем посвятит свой лучший романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина, посвященные в свое время матери Екатерины — А. П. Керн. Образ Е. Керн представлен в произведении Глинки словно в сцене бала, что и определяет характер звучания произведения: здесь вальс перестает быть просто танцем и становится волнующей поэмой-фантазией, раскрывающей чувства героев. Позднее, в Париже, в 1845 году Глинка оркестровал «Вальс-фантазию», назвав его тогда «Скерцо в форме вальса». Восхищенный исполнением, Г. Берлиоз писал: «Скерцо увлекательно, исполнено самого поразительного ритмического кокетства, истинно ново и превосходно развито». В 1856 году, незадолго до своей смерти, Глинка сделал новую оркестровку сочинения, определив нынешнее его название.
Танцевальные эпизоды занимают большое место в обеих операх М. И. Глинки. В «Жизни за царя» весь второй, «польский» акт построен на танцевальных сценах. Здесь звучат полонез, краковяк, вальс и мазурка, последовательно раскрывая основные этапы красочного действия. Вальсу в этой череде танцев отведена роль лирического центра. Изящный, в нежных пастельных тонах, и одновременно очень «театральный», он стал одним из самых выразительных номеров оперы. Его богатая оркестровка предопределила возможность создания переложений для разных инструментальных составов. В сегодняшнем концерте Вальс прозвучит в дуэте флейты и фортепиано, переложение выполнено известным отечественным музыкантом, профессором В. Н. Цыбиным.
«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия (то есть, небольшой эпизод между основными номерами сочинения), она является частью знаменитой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», над которой композитор работал в 1899-1900 годах. Эпизод звучит в конце третьего действия, когда Царевна-Лебедь обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу – царю Салтану. Крошечный виртуозный оркестровый фрагмент оперы (он звучит менее двух минут) обрел небывалую популярность, получив множество переложений для разных инструментов, в числе которых – и знаменитая интерпретация для фортепиано С. В. Рахманинова. В сегодняшнем концерте «Полет шмеля» прозвучит в переложении для флейты и фортепиано, осуществленном английскими исполнителями – клавесинисткой Миллисент Сильвер и флейтистом Джоном Френсисом.
Один из выдающихся отечественных композиторов ХХ века Георгий Васильевич Свиридов обрел известность как автор академических, во многом новаторских опусов («Патетическая оратория», Камерная симфония для струнного оркестра и др.), так и необычайно выразительных сочинений для слушателей самого широкого круга (музыка к кинофильмам). В своем творчестве Г. В. Свиридов традиционно опирается на русский песенный фольклор, по-своему претворяя его особенности в произведениях разных жанров. В 1964 году по приглашению режиссера В. Басова он пишет музыку к кинофильму «Метель». Притягательная, хрупкая повесть А. С. Пушкина получила адекватное воплощение на киноэкране, во многом благодаря тонкому вкусу композитора и прекрасному ощущению им эпохи. Он создает музыку, идеально сливающуюся с изображением и ставшую во многих отношениях образцом воплощения пушкинского стиля. В 1973 году из номеров киномузыки Г. В. Свиридов создает оркестровую сюиту, жанр которой он определяет как «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Ее составляют 9 номеров, обозначающих ключевые эпизоды фильма. 1. «Тройка», в основе которой лежит тема, близкая фольклорной; она возникает после мощного вступления и рисует бесконечные просторы и столь значимый в нашем искусстве образ колокольчика. 2. «Вальс», воссоздающий образ помещичьего усадебного быта с его неизменными балами. 3. «Весна и Осень» – это две миниатюры, раскрывающие облик расцветающей, а затем увядающей природы. 4. «Романс» – еще одна «пушкинская» зарисовка жизни в провинции с ее неизменным салонным музицированием, где сольная партия поручена скрипке. 5. «Пастораль» – своеобразная картинка из жизни, наполненной нежными чувствами и мечтательными взглядами. 6. «Военный марш», исполняемый духовым оркестром (без струнных) – выразительная зарисовка появления военных, всегда становящихся событием в провинциальной жизни. Нарочито громкая, с пародийными интонациями, музыка этого эпизода контрастирует образному строю предшествующих частей. 7. «Венчание» – оркестровая миниатюра, передающая таинство обряда, мягкая по звучанию; она завершается, в соответствии с сюжетом повести, мощными ударами аккордов, воспринимающихся как удары судьбы. 8. Пьеса «Отзвуки вальса», построенная на теме второго номера сюиты, звучит как трогательное воспоминание. 9. «Зимняя дорога» возвращает слушателей к образам первой части сюиты с ее звоном колокольчиков, бескрайней песней, морозной свежестью. Сюита прозвучит в переложении для фортепиано в 4 руки, выполненным другом Г. В. Свиридова, композитором Константином Афанасьевичем Титаренко.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин