К 220-летию Глинки и 225-летию Пушкина
05 июня, в среду, в 20.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов: Анна Тер-Абрамян (кларнет), Антонина Попрас (альт), Алина Федосеева (фортепиано), Виктор Николаев (фортепиано), Владислав Федоров (фортепиано), Петр Худоногов (флейта). Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков.
Программу концерта откроет Фантазия Василия Гетмана на темы из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Последняя из 15 его опер, написанная по сказке Пушкина, была закончена в 1907 году, за сатиру на русское самодержавие была запрещена цензурой и при жизни композитора не исполнялась. Сегодня она входит в мировой оперный репертуар. А прекрасная музыка и сказочный сюжет вдохновили не одно поколение композиторов на создание собственных интерпретаций. Фантазия Гетмана для кларнета и фортепиано основана на самых ярких мелодиях оперы.
Сонату для альта и фортепиано Глинка начал сочинять в 1825 году. И в дальнейшем неоднократно возвращался к ней, что свидетельствует о значимости этого раннего сочинения для автора. В 1852 году он в очередной раз принялся за редактуру, однако Соната так и осталась незаконченной. Несколько вариантов рукописей произведения долгие годы хранилось в Императорской публичной библиотеке. В 1931 году известный музыкант Вадим Борисовский по автографам Глинки доработал произведение и впервые исполнил его в 1932 году.
Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» Глинка написал летом 1840 года. Каждый из 12 романсов на стихи Нестора Кукольника воспринимается как самостоятельное произведение и имеет посвящение. Романс «Жаворонок» композитор посвятил поэту и переводчику Александру Струговщикову. Особой популярности «Жаворонка» способствовала фортепианная версия, созданная Балакиревым.
Первая редакция «Вальса-фантазии» Глинки появилась в 1839 году и представляла собой фортепианную пьесу, которая очень быстро стала популярной и впоследствии неоднократно оркестровалась, в том числе самим композитором. Последняя редакция выполнена в 1856 году. Одна из ярких особенностей Вальса – оригинальность ритмики, которую Борис Асафьев назвал «лукаво-нечётной». В программе «Вальс-фантазия» прозвучит в концертной обработке для фортепиано Вячеслава Грязнова.
Второй акт оперы Глинки «Жизнь за царя», созданной в 1836 году, принято называть «Польским балом», куда композитор включил танцевальные номера: полонез, краковяк, вальс и мазурку. Сцена бала драматургически позволяет ненадолго отвлечься от трагической фабулы всего действа. Изящный, легкий Вальс из оперы часто исполняется как самостоятельный концертный номер. В программе вечера он прозвучит в переложении для флейты и фортепиано Владимира Цыбина.
Знаменитая интермедия «Полет шмеля», которой заканчивается третий акт оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», считается одним из самых известных в мире произведений композитора, его «визитной карточкой». Благодаря предельно быстрому темпу, эта миниатюра является эталоном виртуозности, и сегодня сложно найти инструмент, на котором бы она не исполнялась. В концерте программе пьеса прозвучит в переложении для флейты и фортепиано.
Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель», созданные в 1973 году, состоят из отдельных музыкальных эпизодов, написанных композитором в 1964 году по заказу режиссера Владимира Басова для экранизации пушкинской повести. Композитора, много и с удовольствием работавшего для театра и кино, вдохновляла идея создания в музыке образов провинциальной России пушкинской эпохи. В финале вечера Музыкальные иллюстрации Свиридова прозвучат в переложении для фортепиано в четыре руки: Тройка – Вальс – Весна и осень – Романс – Пастораль – Военный марш – Венчание – Отзвуки вальса – Зимняя дорога.
Анна Тер-Абрамян (кларнет), 21 год – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ профессора Андрея Казакова, затем лауреата международных конкурсов Никиты Лютикова). Лауреат I премии Международного конкурса «Воронежские духовые ассамблеи им. В.М. Халилова» (Воронеж, 2020). Лауреат III премии IV Международного конкурса кларнетистов «Вебер-кларнет» (Петрозаводск, 2021). Лауреат II премии Международного конкурса «Серебряные звуки» (Петрозаводск, 2023). Лауреат II премии Международного конкурса «Сибирские музыкальные ассамблеи» (Новосибирск, 2023). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Антонина Попрас (альт), 28 лет – выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс доцента Романа Балашова), где в настоящее время является ассистентом-стажёром (класс Народного артиста РФ, профессора Юрия Башмета). Обладатель Гран-при VII Международного конкурса «Grand Music Art» (2019). Лауреат I премии Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах им. Рудольфа Баршая (2021). Лауреат II премии II Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах им. Марины Яшвили (Грузия, 2022). Лауреат III премии IX Международного конкурса альтистов Юрия Башмета Viola Masters (2023).
Алина Федосеева (фортепиано), 27 лет – выпускница Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Петра Лаула). Лауреат II премии Международного конкурса «Chopin +» (Будапешт, 2010). Обладательница IV премии и приза за лучшее исполнение Рахманинова на Международном конкурсе им. Рахманинова (Германия, 2013). Победительница Международного конкурса пианистов "Моцарт" (Италия, 2016). Победительница Международного музыкального конкурса "Крещендо" (США, 2017) и XVII Международного фортепианного конкурса (Франция, 2017).
Петр Худоногов (флейта), 24 года – студент Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (класс Заслуженного артиста РФ, доцента Анатолия Иванова). Победитель Венского международного музыкального конкурса (Австрия, 2020). Обладатель Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Орфей» (Омск, 2021). Победитель Международного конкурса флейтистов Европейской музыкальной Академии в Варне (Болгария, 2021, 2022). Победитель I Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах имени И.И.Бобровского «Запад-Сибирь-Восток» (2022). Победитель (Золотая медаль) XXII Молодёжных Дельфийских игр России (Саратов, 2023). Лауреат I премии и обладатель Золотой медали XVII Молодёжных Дельфийских Игр государств-участников СНГ (Киргизия, Бишкек, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
Виктор Николаев (фортепиано), 28 лет – окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку (класс заслуженного артиста РФ, профессора Леонида Зайчика). В настоящее время ведёт специальный класс фортепиано в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова. Лауреат II премии Международного конкурса «Clavis» (Санкт-Петербург, Бавария, 2020). Лауреат I премии I международного конкурса «Elevato Piano» (Австрия, 2020). Лауреат I премии III международного конкурса «Интонация» (Россия – Франция, 2022).
Владислав Федоров (фортепиано), 26 лет – ассистент-стажер Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Лауреат III премии Международного конкурса молодых пианистов им. Р. Шумана (Германия, 2017). Победитель (Золотая медаль) XIX Молодёжных Дельфийских игр России (дистанционный формат, 2020). Обладатель стипендии им. Марии Павловны – обучение в Высшей школе музыки им. Ф. Листа (Веймар, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2014 года.
05 июня 2024 г. Начало концерта в 20.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-700 руб.
Доступна оплата «Пушкинской картой»
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96