29
мая
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
350 - 400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Г. Свиридов (1915 – 1998).
Три танца для малого симфонического оркестра (1951)
Веселый танец – Русский танец – Галоп

Р. Глиэр (1875 – 1956).
Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор op.74

Солистка – лауреат международных конкурсов
Яна Петрова (арфа)
II отделение

К 90-летию А. Шнитке
А. Шнитке (1934 – 1998).
Концерт для альта с оркестром ор.189

Солист – лауреат международных конкурсов
Арсений Захаров (альт, композиция)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Один из выдающихся отечественных композиторов ХХ века Георгий Васильевич Свиридов обрел известность как автор академических, во многом новаторских опусов («Патетическая оратория», Камерная симфония для струнного оркестра и др.), так и необычайно выразительных сочинений для слушателей самого широкого круга (музыка к кинофильмам). В своем творчестве Г. В. Свиридов традиционно опирается на русский песенный фольклор, по-своему претворяя его особенности в произведениях разных жанров. Не менее важную роль играют танцевальные элементы: композитор привносит танцевальные черты в разножанровые сочинения, а также создает танцы как самостоятельные пьесы или в рамках цикла («Старинный танец» из «Альбома пьес для детей», Фокстрот из кинофильма и сюиты «Время, вперед!», Вальс из кинофильма и сюиты «Метель» и др). В 1951 году Г. В. Свиридов создает цикл «Три танца для малого симфонического оркестра». Он объединяя в себе три разнохарактерные пьесы, построенные по принципу контраста (1. Веселый танец. 2. Русский танец. 3. Галоп), что приближает цикл по художественному решению к традиционной танцевальной сюите.
 
Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра тесно связано с историей становления и развития русско-советской композиторской школы. Выпускник Московской консерватории, а позднее ее профессор, Р. М. Глиэр многое сделал для развития отечественных театральных и инструментально-симфонических жанров. Ему принадлежат знаменитые балеты «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), ряд опер на национальные сюжеты, камерно-инструментальные и вокальные циклы. Особую известность получили сочинения, написанные в жанре концерта, среди них — созданный впервые в мировой практике Концерт для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром (1943). Концерт для арфы с оркестром, написанный в 1938 году, называют среди первых, рассчитанных на арфу с двойной педалью. Он стал событием в музыкальной жизни страны.  По своему образному строю сочинение продолжает традиции музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, проявляющиеся в особой возвышенности и трепетности звучания. Новое произведение предназначалось автором для известной арфистки Ксении Эрдели, сделавшей этот инструмент по-настоящему концертным. Ей же принадлежит и редакция партии арфы, выполненная по просьбе Р. М. Глиэра.
Композитор сохраняет характерную трехчастную структуру Концерта, где первая часть (Allegretto moderato) построена на сопоставлении эпичной темы главной партии, исполняемой солирующей арфой и подхватываемой оркестром, и темы побочной партии, песенной по характеру; ее первое проведение поручено кларнету, арфе же отведена роль второго голоса. Вторая часть (Andante) написана в форме вариаций, здесь основная, лирически-мечтательная мелодия получает яркое развитие в шести вариациях, где арфа то уступает оркестру, то проводит с ним диалог. Быстрый финал (Allegro giocoso) построен на сопоставлении контрастных тем — танцевальной, почти плясовой первой и напевной второй, где отчетливо слышны интонации советских песен.
 
Композитор Альфред Гарриевич Шнитке широко известен как автор многих инструментальных сочинений, написанных для разных составов: у слушателей завоевали популярность шесть Concerto grosso, четыре скрипичных, два виолончельных, три фортепианных концерта. Альтовый концерт композитор создал в 1985 году, посвятив его выдающемуся виртуозу Юрию Башмету и связав с ним «именной» темой. Концерт основан на мотиве из шести нот, составляющих фамилию виртуоза: BASCHMET (B–A–Es–C–H–Mi). Три части Концерта строятся по принципу контраста, где крайние медленные, подчас малоподвижные части воплощают основную художественную идею, а средняя часть передает состояние хаоса. Композитор говорил о своем произведении: «В определенном отношении пьеса носит характер — временного — прощания. На десять дней после окончания работы я оказался в ситуации, из которой почти не было выхода. Как предчувствие грядущего, музыка приобрела характер беспокойной погони по жизни (во второй части) и медленного и грустного обзора жизни на пороге смерти (в третьей части)». Выбрав в качестве солирующего тембр альта, автор несколько отодвинул в тень струнную группу оркестра: в нем отсутствуют скрипки, но задействована огромная группа медных духовых. Кроме того, в партитуру введены несколько клавишных инструментов – фортепиано, клавесин, челеста. Шнитке использует во второй части сочинения две музыкальные цитаты – тему гаданий из балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского и трепетный мотив из Сонаты № 3 Л. ван Бетховена. Композитор соединяет их с ритмами венского вальса, элементами шопеновских ноктюрнов, словно вовлекая в круговорот событий столь важные для него мотивы из прошлого.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин