21
октября
Пятница
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
фортепианный вечер
"К 205-летию Ф.Листа"
I отделение

МУЗЫКА ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО

В.-А. Моцарт (1756-1791) Фуга до минор для двух фортепиано KV 426 
В.-А. Моцарт (1756-1791) Соната ре мажор для фортепиано в четыре руки KV 381 

Ф. Лист (1811-1886) Симфоническая поэма «Прелюды» S.97, авт. переложение для двух фортепиано.

II отделение

К. Дебюсси (1862-1918) «Послеполуденный отдых Фавна», авт. переложение для двух фортепиано 
Л. Десятников (р. 1955) «В сторону Лебедя» для двух фортепиано 
Дж. Гершвин (1898-1937) «Кубинская увертюра», авт. переложение для двух фортепиано 
 

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Лукас Генюшас (фортепиано)
Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Генюшене (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Фортепианные произведения в 4 руки (или для двух фортепиано) в творчестве всех композиторов уступают по своей численности сольным сочинениям. Однако репертуар фортепианных ансамблей значительно обогащается за счет создания, в том числе их авторами, переложений для двух фортепиано сочинений других жанров, которые в этом звучании обретают новые краски.
В творчество Вольфганга Амадея Моцарта фуга вошла в годы его обучения у знаменитого падре Мартини. Позднее Моцарт изучал рукописи И.-С. Баха и сделал переложения для струнного трионескольких фуг из «Хорошо темперированного клавира», создав для них собственные прелюдии. В дальнейшем Моцарт вводил фуги в свои сочинения, в том числе в финал симфонии № 41, в оперу «Волшебная флейта», в Реквием, а также написал в 1783 году отдельную пьесу— Фугу до минор для двух фортепиано K 426. В теме фуги, ее первоначальных проведениях, полифонических приемах отчетливо слышныотзвуки баховских сочинений. Но общий стиль фуги, в котором проскальзывают «лукавые» моцартовские нотки, несомненно, выдает ее принадлежность к венской классической школе.
Количество сонат для фортепиано в четыре руки у В.-А. Моцарта сравнительно невелико — всего пять (одна из них написана для клавесина). Соната Ре мажор (K. 381) создавалась молодым композитором в 1773-1774 годах. Ансамбль двух участников сформирован Моцартом как их своеобразный диалог, то затевающих дискуссию, то приходящих к общему мнению. В музыкальном же отношении Соната решена как своеобразное соревнование двух солистов, где партии обоих равнозначны. Классический сонатный цикл с традиционным соотношением частей (I. Allegro. II. Andante. III. Allegro molto) обнажает характерные черты музыки Моцарта с его неисчерпаемым мелодическим богатством, умением соотнести драматическое и лирическое начало, обобщить все в ликующем, праздничном финале. Но в четырехручной Сонате эти черты дополняются блестящим ансамблевым решением сочинения, где применяются многиеноваторские приемы совместного музицирования.
В течение нескольких лет Ференц Лист работал над одной из лучших своих одночастных симфонических поэм, которой в 1854 году дал название «Прелюды», заимствовав его из стихотворения французского поэта А. Ламартина и создав на его основе программу сочинения: «Чем иным является наша жизнь, как не серией Прелюдий к тому неведомому напеву, первую и торжественную ноту которого интонирует смерть?» Картины жизни, составившие сущность музыкального воплощения — это череда жизненных фрагментов, ярко и убедительно отраженных в различных жанровых эпизодах. Мы слышим марш, пасторальную сценку, разбушевавшуюся стихию, лирическое высказывание, но через все эпизоды сквозной темой проходит начальная краткая интонация-вопрос. Из нее проистекают остальные темы сочинения, словно давая разные ответы на этот основной вопрос. К 1858 году Лист закончил переложение симфонической поэмы для фортепиано в 4 руки.
Крупнейший французский композитор–импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве нередко для создания образов природы обращался к поэтическим мотивам. Основой для его оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1892) стало стихотворение Стефана Малларме, которое в симфоническом звучании обрело новые оттенки. Фавн в римской мифологии — лесной полубог, соответствующий Пану в древнегреческой мифологии. Он был влюблен в прекрасную наяду Сиринкс; она же, убегая от него, превратилась в тростинку. В поисках любимой лесной полубог сделал из нескольких тростинок многоствольную флейту (ее называют «флейтой Пана»), на которой исполнял печальные напевы любви. В соответствии с центральным образом в оркестровом сочинении Дебюсси сделал основным инструментом флейту, в низком регистре исполняющую выразительную «тему томления» построенную на «ползущих» хроматических интонациях. После первого исполнения прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» С. Малларме написал композитору: «Ваша иллюстрация «Фавна» не только не диссонирует с моим текстом, наоборот, она превышает его ностальгией, изумительной чуткостью, мечтательностью и богатством». Вскоре Дебюсси сделал переложение прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» для двух фортепиано, предоставив возможность уже этим инструментам передавать богатство оркестрового звучания.
Джордж Гершвин — известный американский композитор российского происхождения (его настоящее имя Яков Гершовиц) завоевал мировую известность, благодаря, в первую очередь, опере «Порги и Бесс» и Рапсодии в стиле блюз. Но наследие композитор охватывает широкий круг жанров, отличительной чертой которых становится современное, в джазовых традициях, воплощение фольклорных мелодий афро-американского и латинского слоев населения США. В 1932 году композитор отдыхал на Кубе, результатом этой поездки стала «Кубинская увертюра» (первоначальное название — «Румба»), которуюсам композитор подробно охарактеризовал: «“Румба” - это симфоническая увертюра, которая передает сущность кубинского танца. Она состоит из трех частей. Первая часть (Moderate е molto ritmato) предваряется интродукцией, где экспонируется тематический материал. Затем следует трехчастный полифонический эпизод, ведущий ко второй теме. Первая часть заканчивается возвращением первой темы, сплетающейся с фрагментами второй. Сольная каденция у кларнета ведет к мрачной средней части. Это постепенно развивающийся политональный канон. Средняя часть завершается кульминацией, где остинатно проводится тема канона, после чего неожиданное изменение темпа переносит нас к ритмам румбы. В финале предыдущий материал развивается в стреттной манере и приводит к главной теме. Сочинение заканчивается кодой, в ней важная роль отводится ударным». Конечно же, композитор не только многократно варьировал фольклорные темы, для усиления национального колорита он ввел и специфические музыкальные инструменты — кубинский стик, бонго, гуэд и маракасы. Позднее Гершвин сделал переложение сочинения для двух фортепиано.
Леонид Десятников широко известен современному слушателю как автор сочинений разных жанров, в которых композитор предстает то истинным классиком, то эпатажным модернистом, то искусным имитатором. «Чужое слово» в его произведениях играет значительную роль: Десятников широко использует темы композиторов разных эпох, создавая образы современного слышания и восприятия хорошо знакомых музыкальных образов. В таких случаях композитор использует термин «оммаж» (в искусстве так обычно определяют работу-подражание и жест уважения одного художника другому). В 1995 году Л. Десятниковым по заказу было написано сочинение для двух фортепиано с двуязычным названием «Du côté de chez Swann» — «В сторону Лебедя», в котором определена связь, с одной стороны со знаменитой пьесой «Лебедь» из фортепианного цикла К. Сен-Санса «Карнавал животных», с другой — с сочинением французского писателя Марселя Пруста «По направлению к Свану» (фр. Du côté de chez Swann). Оно явилось первой книгой писателя из цикла «В поисках утраченного времени» (1913) — его своеобразного автобиографического романа. Соединение мрачных настроений романа и светлого образа Лебедя (Десятников цитирует тему Сен-Санса) создает особую атмосферу словно «раздвоившегося» фортепианного звучания. Свое сочинение композитор посвятил пианисту и дирижеру Игорю Жукову.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Лукас Генюшас
Анна Генюшене