20
марта
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
500-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
сольный концерт
I отделение

Ф. Лист (1811-1886).

Цикл для фортепиано «Годы странствий» III: Рим (1867-77) S.163

II отделение

С. Рахманинов (1873-1943). Этюды-картины op.39

№1 до минор – №3 фа-диез минор – №8 ре минор – №9 ре мажор
 
П. Чайковский (1840-1893) – М. Плетнев (р.1957).

Концертная сюита из балета «Спящая красавица»

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

1835–1839 годы Ф. Лист провел в Швейцарии и Италии, когда его слава как крупнейшего виртуоза-исполнителя, создателя нового концертного пианистического стиля, достигла апогея. В композициях этих лет Ф. Лист стремился отобразить все, что привлекало его внимание — образы природы, произведения живописи, скульптуры, литературы. Они запечатлевались композитором в своеобразных «музыкальных картинах» — программных пьесах, образовавших цикл «Годы странствий». Первые пьесы возникли в начале 1830-х годов, последние — в конце 1870-х. В 1842 году Лист, предваряя публикацию пьес, написал в предисловии: «Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений».
Название цикла «Годы странствий» (в более точном переводе — «Годы паломничества») навеяно произведением Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», из которого композитором заимствованы эпиграфы большинства пьес. Первый том получил название «Швейцария», второй – «Италия», третий же том – «Рим». Пьесы последнего тома возникли много позже первых двух и создавались в течение длительного времени, поэтому их образный строй, связанный по преимуществу с религиозной тематикой, значительно отличается от первых двух. Пьеса «Angelus! Prière aux anges gardiens» («Ангел Господень! Молитва к ангелам») посвящена внучке композитора Даниэле Бюлов. Две следующие пьесы, объединенные названием «Aux cyprès de la Villa d`Este. Threnody» («У кипарисов виллы д'Эсте. Тренодия»), дополнены соответствующими указаниями, как «первая» и «вторая». Название виллы заключено и в третьей пьесе фортепианного цикла «Les jeax d`eaux à la Villa d`Este» («Фонтаны виллы д'Эсте»). Виллу д'Эсте в Тиволи называют одним из самых известных итальянских дворцово–парковых ансамблей XVI века, фонтаны которого во многом послужили прообразом для создания Петергофского ансамбля. Программный замысел Ф. Листа становится во многом понятным, благодаря сделанному им признанию в одном из писем: «…мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре скорбь и горести всемогущей природы!». Настроения композитора подчеркиваются уточнением «Threnody» – погребальный плач. Следующая пьеса «Sunt lacrimae rerum. En mode hongrois» («Есть слезы для наших горестей. В венгерском стиле») созвучна предшествующим частям цикла. Композитор посвящает ее известному пианисту Гансу фон Бюлову, своему зятю, который в этот период расстался с супругой. Скорбные настроения господствуют в пьесе «Marche funebre» («Траурный марш»), написанной в память о мексиканском императоре Махсимилиане, скончавшемся в 1867 году. Эпиграфом к пьесе стали слова одного из древних мудрецов «In magnis et voluisse sat est» («В великих делах достаточно и (доброй) воли»). Завершает цикл пьеса «Sursum corda» («Ввысь сердца»), словно передающая взор композитора, устремленный к небесам.

В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов. В программу концерта включены следующие пьесы цикла:
Этюд-картина № 1 до минор, Allegro agitato — бурная, остроконфликтная звуковая картина, в которой лишь на короткие мгновения возникают эпизоды спокойствия и отдохновения.
Этюд-картина № 3 фа-диез минор, Allegro molto — еще один образ яростной, неистовой стихии, в которой слышны отголоски вагнеровской «Валькирии» и «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова.
Этюд-картина № 8 ре минор, Allegro moderato звучит как баркарола. Композитор сохраняет в пьесе традиционный размер, характер мерного покачивания, на фоне которого бесконечно развивается короткая основная запевка.
Этюд-картина № 9 ре мажор, Allegro moderate. Tempo di Marcia — единственная мажорная и самая многокрасочная пьеса в цикле. По словам композитора здесь изображена «сцена на ярмарке и, кроме того, здесь есть черты восточного марша». Богатство интонаций дополняется колокольным звучанием, пронизывающим пьесу.
 
Известный российский пианист и дирижер Михаил Плетнев сделал ряд фортепианных переложений театральных и оркестровых сочинений П. И. Чайковского, значительно расширив, таким образом, концертный репертуар пианистов. Особую известность получили переложения балетов – «Щелкунчик» и «Спящая красавица», фрагменты которых объединены в рамках жанра «концертная сюита». Намерение создать концертную версию балета «Спящая красавица» обнаруживалось у музыкантов и раньше; вскоре после смерти композитора известным русским пианистом А. Зилоти была выполнена пятичастная фортепианная сюита.  Концертная сюита М. Плетнева «Спящая красавица» создана на основе балета 1889 года по сказке Ш. Перро (либретто И. А. Всеволожского и М. Петипа). Сюита, написанная в 1999 году, включает 11 номеров, передающих основные, а также наиболее выразительные эпизоды балеты.
1.      Пролог, в котором происходит завязка сюжета – торжества в честь рождения принцессы Авроры; появление страшной феи Карабос; пророчество доброй феи Сирени.
2.      Танец пажей (события разворачиваются на праздновании 16-летия Авроры).
3.      Видение (события происходят в королевском парке принца Дезире). Фея Сирени открывает ему образ Авроры, на поиски которой принц отправляется.
4.      Andante (сцена Авроры и Дезире, пробуждающего принцессу).
5.      Фея Серебра (имя одной из добрых фей) – эпизод, представляющий собой веселую польку.
6.      Кот в сапогах и Белая кошечка: на свадьбу принцессы Авроры и принца Дезире пришли сказочные герои, танцы которых представлены в №№ 6–9.
7.      Гавот (этот эпизод привнесен из начала второго действия, где показан танец «надменных и жеманных» баронесс).
8.      Щебечущая канарейка (имя одной из добрых фей).
9.      Красная Шапочка и Волк.
10.    Adagio (танец Авроры и Дезире), раскрывающее образ всепобеждающей любви.
11.    Финал.
Концертную сюиту М. Плетнев посвятил своему педагогу, выдающемуся пианисту Л. Н. Власенко.
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин