От трагедии эпохи романтизма до юмора ХХ века
26 сентября, в пятницу, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов: виолончелист Василий Степанов, флейтист Петр Худоногов и пианист Тимофей Доля. В программе – сочинения Шуберта, Бородина, Борна, Мясковского, Мартена и Ростроповича.
В инструментальной музыке Шуберта вариационные формы охватывают практически весь период его творчества. В них композитор создавал особой мир, полный фантазий. В своем дневнике композитор писал о фантазии как о «высшем сокровище человека, неисчерпаемом источнике, из которого пьют как художники, так и ученые», а в письме брату отмечал, что для него это возможность «найти счастье и покой в себе самом». В 1824 году Шуберт написал Интродукцию и вариации для флейты и фортепиано на тему своей же песни «Засохшие цветы» («Trockene Blumen») из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Это один из немногих вариационных циклов среди сочинений классиков и романтиков на трагическую тему.
Известный швейцарский композитор и педагог Франк Мартен – автор опер, балетов, симфонической музыки, камерных и хоровых произведений. Начал сочинять в восемь лет. Осознание того, что музыка – это его мир, пришло к нему в тринадцать лет, когда он услышал «Страсти по Матфею» Баха. «Я вознесся в небо, а когда спустился, то уже не знал, где нахожусь», – вспоминал композитор. В ранний период он пробует работать в разных техниках и стилях, в результате приходит к методу, объединяющему тональную и атональную системы. Жанр баллады был особенно любим композитором, им созданы баллады для виолончели, альта, тромбона, других инструментов. В Балладе для флейты и фортепиано, сочиненной в 1939 году, Мартен сопоставляет два образа: лирически-пасторальный и импульсивно-динамичный.
Мелодии знаменитой оперной драмы вошли в основу Блестящей фантазии на темы из оперы Бизе «Кармен» известного французского флейтиста и композитора Франсуа Борна. Сочинение создано в 1880 году. Партия солирующей флейты насыщена виртуозными исполнительскими приемами. Борн был автором большого количества сочинений для флейты, но Фантазия стала лучшим его творением, и сегодня ее исполняют флейтисты всего мира.
Александр Бородин – композитор, участник знаменитой «Могучей кучки», педагог, дирижер, музыкальный критик, был также выдающимся ученым-химиком, доктором медицинских наук. Столь широкий круг профессиональных интересов особым образом отразился на его сочинениях, многие из которых остались незавершенными. В частности, Соната для виолончели и фортепиано си минор, сочинять которую он начал в 1860 году под впечатлением музыки Баха. Сохранилось лишь несколько фрагментов произведения, которое Бородин в числе прочих называл «маленькими грехами моей юности». В середине ХХ века реконструкцию Сонаты сделал Михаил Гольдштейн, ученик Мясковского.
В истории русской виолончельной сонаты достойное место занимает Вторая соната для виолончели и фортепиано ля минор Николая Мясковского, созданная в 1949 году. Композитор писал ее в расчете на талант молодого тогда еще солиста Мстислава Ростроповича. Ясное, поэтичное сочинение преимущественно кантиленного характера позволяет виолончельному «голосу» в полной мере раскрыть свои лирические краски. В одном из писем композитору, еще до публичного исполнения Сонаты, Ростропович сообщал: «Очень рад был играть Вашу Сонату. Играл ее с Дедюхиным… Соната оставила на всех присутствовавших огромное впечатление. Все в один голос назвали это «одним из самых лучших сочинений» и всячески обещали пропагандировать. Я это сочинение полюбил всей душой».
Завершит программу вечера «Юмореска» для виолончели и фортепиано до мажор Мстислава Ростроповича – единственное сохранившееся сочинение прославленного виолончелиста, написанное для своего инструмента. Со слов дочери музыканта Ольги Ростропович, «… он написал это сочинение, явно исходя из своих возможностей, – безумно трудное для исполнения». Эта блестящая концертная пьеса, наполненная моторикой, требует повышенного уровня технической подготовки. Она часто исполняется в сольных программах и входит в конкурсные программы виолончелистов.
Василий Степанов (виолончель), 31 год - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской, Заслуженного артиста России Бориса Андрианова), где в 2020 году окончил ассистентуру-стажировку (класс Заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова). В 2018-2020 гг. проходил стажировку в Мадридской Высшей школе музыки им. Королевы Софии (класс профессора Янса Петера Майнца). Преподаёт в Российской академии музыки им. Гнесиных. Победитель Международного конкурса "Riga Classic Strings" (Латвия, 2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2022). Лауреат VI премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2012 года.
Пётр Худоногов (флейта), 26 лет – выпускник Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Анатолия Иванова). C 2023 года является ассистентом-стажером (2023-2024 гг. – класс Заслуженного артиста РФ, профессора Анатолия Иванова, с 2024 года – класс Заслуженного деятеля искусств, профессора Владимира Кудри). Победитель II Венского международного музыкального конкурса (Австрия, 2020). Обладатель Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Орфей» (Омск, 2021). Победитель Международного конкурса флейтистов Европейской музыкальной Академии в Варне (Болгария, 2021, 2022, 2023). Победитель I Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах имени И.И.Бобровского «Запад-Сибирь-Восток» (2022). Победитель (Золотая медаль) XXII Молодёжных Дельфийских игр России (Саратов, 2023). Лауреат I премии и обладатель Золотой медали XVII Молодёжных Дельфийских Игр государств-участников СНГ (Киргизия, Бишкек, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
Тимофей Доля (фортепиано), 32 года - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Андрея Писарева), где окончил ассистентуру-стажировку в классе того же педагога. В 2019 – 2024 гг. – ассистент-стажер Венского Университета музыки и исполнительского искусства (класс профессора Яна фон Арнима). В настоящее время обучается в Международной Академии Музыки в Имоле (класс профессора Бориса Петрушанского). Лауреат III премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии IV Международного онлайн конкурса пианистов “City of Vigo” (Испания, 2020). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Рудольфа Керера (Москва, 2021). Лауреат III премии Международного конкурса «Clamo Music» (Мурсия, Испания, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
26 сентября 2025 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500 - 800 руб.
Доступна оплата «Пушкинской картой»
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96