Бах «в итальянском вкусе» – библейские сюжеты– Этюды-картины Рахманинова
12 апреля, в пятницу, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступит лауреат XVI международного конкурса им. П.И.Чайковского (2019), пианист Алексей Мельников. В программе: Итальянский концерт Баха, пьесы из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана и Этюды-картины ор.39 Рахманинова.
В 20-х – 30-х годах XVIII века в Германии возрастает интерес к сольной светской музыке. Автором первых клавирных концертов стал Бах. Примером ему служила итальянская школа сольного скрипичного концерта, откуда он перенял некоторые приемы, в частности, композиционный принцип трехчастного строения, контрастность частей. Итальянский концерт («in gusto italiano») Баха, опубликованный в 1735 году, – один из ранних образцов зарождающегося жанра клавирного концерта. Название, данное композитором («в итальянском вкусе») относится только к стилю изложения, но не к тематизму сочинения. Первая часть – Allegro – яркость образов, энергия, активный характер. Вторая часть – Andante – мечтательность, лиризм, плавность мелодических линий. Финал – Presto – энергия и радость, воплощенные композитором в первой части, здесь выражены еще более ярко и динамично.
Один из крупнейших композиторов ХХ века, органист, педагог и орнитолог Оливье Мессиан в 11 лет поступил в Парижскую консерваторию. В 22 года получил должность органиста церкви Святой Троицы и служил там более 50 лет. «Воплощение истин христианства в музыке – наиболее возвышенный, наиболее серьезный, наиболее естественный, пожалуй, единственный аспект моего творчества», – говорил композитор. Священное писание вдохновляло его на создание большинства сочинений. В 1944 году Мессиан написал фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» – двадцать разнохарактерных пьес, в которых отражены библейские сюжеты и образы, в них композитор использовал свой любимый прием имитации птичьего пения. В программе прозвучат три пьесы цикла: №1. Regard du Pere («Взгляд Отца») – №11. Premiere communion de la Vierge («Первое причастие Девы») – №15. Le baiser de l`enfant-Jesus («Поцелуй Младенца-Иисуса»).
Цикл из девяти Этюдов-картин для фортепиано ор.39 стал последним произведением Рахманинова, созданным до отъезда из России в 1917 году. Общая тревожная атмосфера предреволюционных лет наложила отпечаток на характер этого опуса – в нем сосредоточены энергия, мощь, возвышенная патетика, только один из девяти этюдов, завершающий цикл, написан в мажоре. Огромный виртуозный размах в них соединяется с яркой образностью музыки и красочностью фортепианного письма. «Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт», – делился композитор секретами своей творческой мастерской. Его фортепианные миниатюры сегодня занимают почетное место в мировом музыкальном репертуаре. Этюды-картины нередко исполняются по отдельности. В программе вечера ор.39 прозвучит целиком – так, как любил его исполнять сам Рахманинов.
Алексей Мельников (фортепиано), 33 года - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Сергея Доренского и его ассистентов Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева). Победитель и обладатель специальных призов (приз зрительских симпатий, приз критиков, приз оркестра) Международного конкурса пианистов в Сан-Марино (2014). Победитель Международного конкурса исполнителей фортепианных концертов в Канту (Италия, 2015). Победитель II Манхэттенского международного музыкального конкурса (США, 2017). Лауреат III премии XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2019). Стипендиат Фонда В. Спивакова, фонда «Новые имена». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
12 апреля 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96