12
апреля
Пятница
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

И.С. Бах (1685-1750).
Итальянский концерт для фортепиано фа мажор BWV 971

О. Мессиан (1908-1992).
«20 взглядов на младенца Иисуса» цикл пьес для фортепиано (1944)
№1. Regard du Pere («Взгляд Отца»)
№11. Premiere communion de la Vierge («Первое причастие Девы»)
№15. Le baiser de l`enfant-Jesus («Поцелуй Младенца-Иисуса»)

 

II отделение

С. Рахманинов (1873-1943).
Этюды-картины для фортепиано op.39
№1 – до минор
№2 – ля минор
№3 – фа-диез минор
№4 – си минор
№5 – ми-бемоль минор
№6 – ля минор
№7 – до минор
№8 – ре минор
№9 – ре мажор

Солист – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019)
Алексей Мельников (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1734 году выдающий немецкий композитор И. С. Бах создает Концерт для клавира «в итальянском вкусе» («Италь­янский концерт»). Через год вместе с Увертюрой «во французском духе» («Французская увертюра») «Итальянский концерт» был издан как вторая часть сборника «Klavier-übung II» («Упражнения для клавира II»). В предисловии к изданию И. С. Бах указал, что обе пьесы сочинены для клавесина (чембало) с двумя мануа­лами (клавиатурами). В дальнейшем Концерт исполнялся в редакции для фортепиано. Свои клавирные концерты Бах создавал под значительным влиянием популярного жанра итальянского скрипичного концерта, позаимствовав трехчастное строение цикла с контрастным чередованием частей, подчеркнутую виртуозность, приемы выразительности (не случайно ряд клавирных концертов композитора является переложением скрипичных концертов). Созданное Бахом сочинение на долгие годы стало своеобразным эталоном для последующих мастеров. Итальянское влияние проявилось не только в строении и средствах выразительности, но и в общем характере Концерта, который несет в себе черты жизнеутверждающей оперы-буффа. Первая часть с ее яркой, энергичной первой темой определяет общий эмоциональный настрой всего Allegro. Плавное лирическое Andante обращает на себя внимание подчеркнутой выделенностью мелодии, которая поэтично звучит на фоне выразительного аккомпанемента. Финальное Presto звучит празднично, торжественно, оно логично завершает весь цикл.
 
Оливье Мессиан – крупнейший французский композитор XX столетия, в творчестве которого убедительно представлены традиции католической музыки, воплощающие значимые религиозные идеи. Несколько десятилетий он служил в качестве органиста в одном из крупнейших храмов Парижа. Сам Мессиан подчеркивал: «Я имею честь быть католиком, я родился верующим, и случилось так, что Священное Писание пронизало меня уже во младенчестве. Целый ряд моих сочинений определяется поэтому наиболее значительными истинами католической веры». Одним из убедительных воплощений религиозной темы стал его цикл для фортепиано «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», созданный в 1944 году во время оккупации Франции. Композитора привлекает образ младенца, несущий идеи света и надежды. Программный замысел сочинения позволяет О. Мессиану трактовать евангельские сюжеты в романтическом стиле, и каждую пьесу сопровождают авторские комментарии. Через весь цикл проходят несколько смысловых идей лирико-созерцательного, загадочно-мистического, изобразительно-звукописного характера. Единство цикла достигается путем применения сквозных лейттем, охватывающих все образные сферы. В программу сегодняшнего концерта включены три пьесы: № 1. Regard du Pere («Взгляд Отца») с его гармонически выразительным звучанием. № 11 носит название Premiere communion de la Vierge («Первое причастие Девы»), где она, в соответствии с авторским комментарием, «изображена на коленях, ушедшая глубоко в Себя (в ночи). Ореол люминисцирует, освещая ее чрево. Глаза закрыты»; эта пьеса носит несколько отрешенный характер. № 15. Le baiser de l`enfant-Jesus («Поцелуй Младенца-Иисуса») с комментарием: «При каждом причастии Младенец Иисус грезит с нами у двери. Он открывает эту дверь, ведущую в сад, и спешит, Сам весь сияющий, чтобы обнять нас...» наполнено особой теплотой.
 
В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утратив при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов.
Этюд-картина № 1 до минор, Allegro agitato — бурная, остроконфликтная звуковая картина, в которой лишь на короткие мгновения возникают эпизоды спокойствия и отдохновения.
Этюд-картина № 2 (в соответствии с авторским комментарием — «Море и чайки») ля минор, Lento assai — музыкальная картина морского штиля, пронизанная интонациями Dies irae.
Этюд-картина № 3 фа-диез минор, Allegro molto — еще один образ яростной, неистовой стихии, в которой слышны отголоски вагнеровской «Валькирии» и «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова.
Этюд-картина № 4 си минор, Allegro assai по своему художественному строю близок столь привычному в отечественной художественной традиции образу дороги, где постоянно присутствует звук колокольчика. Активное движение, рождающее ощущение то приближения, то удаления, пронизывает пьесу от начала до конца.
Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор, Appassionato; его часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным противостоять ударам судьбы.
Этюд-картина № 6 ля минор, Allegro, внешне — воплощение образов сказки о Красной шапочке и Сером волке, в реальности же передающий напряженную конфликтность и столкновение доброго и злого начала.
Этюд-картина № 7 до минор, Lento lugubre — траурный марш. Композитор отмечал, что первая тема изображает «пение хора, чуть далее подразумевается мелкий дождь, непрестанный и безнадёжный. Движение развёртывается, достигая кульминации в до миноре, означающей перезвон колоколов. В заключение возвращается первая тема – марш».
Этюд-картина № 8 ре минор, Allegro moderato звучит как баркарола. Композитор сохраняет в пьесе традиционный размер, характер мерного покачивания, на фоне которого бесконечно развивается короткая основная запевка.
Этюд-картина № 9 Ре мажор, Allegro moderate. Tempo di Marcia — единственная мажорная и самая многокрасочная пьеса в цикле. По словам композитора здесь изображена «сцена на ярмарке и, кроме того, здесь есть черты восточного марша». Богатство интонаций дополняется колокольным звучанием, пронизывающим пьесу.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин