К 185-летию М.Мусоргского и 180-летию Н.Римского-Корсакова
13 марта, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов: пианистка Елизавета Ключерёва, виолончелистка Мария Болконская, пианист Виталий Петров и скрипач Артур Кришчян. В программе – сочинения Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и Цимбалиста.
18 марта исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора, дирижера, педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова.
«Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много», - писал матери из кругосветной экспедиции Римский-Корсаков. В 1862 году, окончив с отличием Морской кадетский корпус, он был принят гардемарином на военный парусник «Алмаз». По возвращении из путешествия, в 1865 году он написал свою Первую симфонию. Карьера морского офицера ушла на второй план. В творческом наследии композитора 15 опер, симфонические произведения, инструментальная, вокальная и духовная музыка. Программу вечера откроет Серенада для виолончели и фортепиано op.37.
21 марта – юбилей еще одного великого русского музыканта – 185 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского.
Потомственный дворянин, с раннего детства Мусоргский обучался иностранным языкам и музыке. Поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, параллельно брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов Антона Герке. Служба в лейб-гвардии Преображенском полку после окончания школы была недолгой: «Соединить военную службу с искусством – дело мудреное». В память о незадавшейся военной карьере осталась фортепианная полька «Подпрапорщик» – самое раннее произведение, сочиненное 13-летним Мусоргским. В его творчестве – операх, оркестровых пьесах, циклах вокальной и фортепианной музыки – оригинально и ярко проявились русские национальные черты. «Создать живого человека в живой музыке», – так определял свое кредо композитор. В концерте прозвучит лирическая фортепианная миниатюра «Слеза» («Une larme»). Переложение для виолончели и фортепиано Александра Крейна.
Знаменитая интермедия «Полет шмеля», которой заканчивается третий акт оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», считается одним из самых известных в мире произведений композитора, его «визитной карточкой». Благодаря предельно быстрому темпу, эта миниатюра является эталоном виртуозности, и сегодня сложно найти инструмент, на котором бы она не исполнялась. В программе пьеса прозвучит в виолончельном варианте.
Затем будет исполнен блестящий концертный «Вальс-скерцо» для скрипки и фортепиано, который Чайковский написал в 1877 году и посвятил скрипачу Иосифу Котеку. Ритмика вальса в этой миниатюре идеально совпала с легкостью и стремительным темпом scherzo.
«Золотой петушок» – последняя из 15 опер Римского-Корсакова, которую он закончил в 1907 году, за год до смерти – является редким в мировой классике примером сатирической оперы. Следуя за идеей Пушкина, композитор создал множество пародийно-гротескных образов. В программе вечера прозвучит Фантазия на темы из оперы «Золотой петушок» для скрипки и фортепиано Ефрема Цимбалиста. Взяв за основу основные мелодии оперы, Цимбалист создал блестящую виртуозную концертную пьесу.
Центральное место в творчестве Мусоргского занимают оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» – признанные шедевры мировой классики.
Над Увертюрой «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» Мусоргский работал в 1873 – 1874 годах. Саму же оперу композитор писал на протяжении восьми лет, но так и не успел закончить, после его смерти работу продолжил Римский-Корсаков. В основе сюжета – стрелецкий бунт 1682 года. Материал для собственного либретто Мусоргский находил в подлинных документах XVII века. Краткое вступление – это удивительной красоты пейзажная зарисовка пробуждающейся природы, символизирующая грядущие на Руси перемены, надежды на прекрасное будущее. «Рассвет на Москве-реке» прозвучит в транскрипции для фортепиано Виталия Петрова.
Интерес Мусоргского к истории Руси нашел отражение и в опере «Борис Годунов», первая редакция которой была закончена в 1869 году. Идею композитор изложил в надписи на первой странице клавира: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере». Премьера состоялась 150 лет назад на сцене Мариинского театра. Концертная сюита по опере «Борис Годунов» Игоря Худолея построена на главных темах народно-музыкальной драмы Мусоргского. Музыкальный язык передает стилистику оригинала, а фактура позволяет ощутить звучание оркестра, хора, колоколов. В концерте будут исполнены два фрагмента из Сюиты: №7 «Юродивый» и №8 «Звоны».
Знаменитые «Картинки с выставки» Мусоргского в этом году тоже отмечают 150-летний юбилей. Программный цикл их 10 пьес посвящен памяти друга композитора, талантливого художника Виктора Гартмана. В феврале – марте 1874 года в Императорской академии художеств проходила посмертная выставка его работ, после посещения которой Мусоргский задумал серию музыкальных картин. Сочинение было написано за три недели в июне 1874 года. Композитор блестяще выразил инструментальными средствами содержание рисунков и картин Гартмана: зарисовки из реальной жизни, фантастика, старина. Переход от картины к картине происходит посредством интермедии, связывающей между собой пьесы. «Картинки с выставки» считаются самым значительным сочинение Мусоргского, созданным для фортепиано.
Елизавета Ключерёва (фортепиано), 24 года – студентка Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Овчинникова). Победительница Евразийских музыкальных игр (Казахстан, 2017), Международного Шопеновского конкурса (Эстония, 2018) и Международного конкурса пианистов в Лионе (Франция, 2018). Лауреат III премии Международного конкурса пианистов в Сингапуре (2020). Лауреат I премии Международного конкурса пианистов "Wandering Music Stars” (Израиль, 2023). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Мария Болконская (виолончель), 20 лет – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (классе профессор Алексея Васильева). Лауреат II премии Gnessin Kompetition for Young musicians (2017). Лауреат II премии Международного конкурса Odesa Music Olymp (2020). Лауреат II премии XIII Международного конкурса Гран-при «Золотые таланты» (2021). Лауреат I премии Всероссийского открытого юношеского конкурса им. Е.А.Мравинского (Санкт-Петербург, 2022).
Виталий Петров (фортепиано), 20 лет – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Обладатель 15 специальных призов XIX Международного конкурса “ Münchener Klavierpodium der Jugend “ (Германия, 2019). Обладатель Золотой медали III Берлинского Международного музыкального конкурса (Германия, 2019). Победитель Международного фортепианного конкурса “Clavis Saint Petersburg 2020” (Санкт-Петербург, 2020). Лауреат II премии и обладатель специального приза Международного фортепианного конкурса в Сан-Хосе (США, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 год
Артур Кришчян (скрипка), 19 лет – студент Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории (класс заслуженного работника культуры РФ Татьяны Балашовой). Лауреат I и II премий Международного конкурса «Ночь в Мадриде – 2020» (Испания, 2020). Лауреат I премии VII Международного конкурса скрипачей имени Леопольда Ауэра (Санкт-Петербург, 2020). Лауреат I премии Международного музыкального конкурса «Iscart» (Швейцария, 2021). Лауреат I премии XX Молодёжных Дельфийских игр России (Красноярск, 2021). Лауреат II премии IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2022). Обладатель Гранта Президента РФ (2020-2022).
13 марта 2024 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500-700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96