13
марта
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
К 185-летию М. Мусоргского и 180-летию Н. Римского-Корсакова
I отделение

Н. Римский-Корсаков (1844-1908).
Серенада для виолончели и фортепиано op.37

М. Мусоргский (1839-1881). – А. Крейн.
«Слеза» («Une larme») для фортепиано MM 78
(переложение для виолончели и фортепиано)

Н. Римский-Корсаков (1844-1908).
«Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Мария Болконская (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Петров

П. Чайковский (1840-1893).
Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано до мажор op.34

Е. Цимбалист (1889-1985).
Фантазия на темы из оперы Н. Римского-Корсакова
«Золотой петушок» (1921)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Артур Кришчян (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елизавета Ключерева

М. Мусоргский (1839-1881).
«Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина»
(транскрипция для фортепиано В. Петрова)

М. Мусоргский (1839-1881) – И. Худолей.
Концертная сюита по опере «Борис Годунов»
№7 «Юродивый»
№8 «Звоны»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)
II отделение

М. Мусоргский (1839-1881).
«Картинки с выставки» (1874)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерёва (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

 В марте отмечаются дни рождения двух выдающихся композиторов содружества «Могучая кучка» – М.П. Мусоргского (9 марта 1839 – 16 марта 1881) и Н.А. Римского-Корсакова  (6 марта 1844 – 8 июня 1908). Родившиеся с разницей в пять лет, они вошли в число самых известных музыкантов своего времени, претворив, каждый по-своему, высокие идеалы русского искусства. Композиторы навсегда остались связанными узами высокой духовности и преданности: не случайно после ранней кончины своего собрата Римский-Корсаков многие годы посвятил завершению и сохранению его творческого наследия. Программа сегодняшнего концерта составлена из сочинений двух композиторов.
 
В творчестве Н. А. Римского-Корсакова произведения для виолончели занимают скромное место, но среди них выделяется его Серенада, написанная в 1893 году для дуэта виолончели и фортепиано. Выразительная напевная тема у солирующего инструмента, поддерживаемая «гитарными» переборами в партии сопровождения, действительно вначале создает сцену любовного признания. Но очень быстро эта лирическая атмосфера отступает на второй план, в тему проникают драматические оттенки, и вся пьеса воспринимается как баллада, повествующая об утраченном. Спустя 10 лет, в 1903 году композитор сделал переложение пьесы для виолончели с оркестром.
 
Фортепианную пьесу «Слеза» («Une larme») композитор создал незадолго до своей кончины – в 1880 году, дополнив  ряд своих «плачей», проходящих через все творчество. Это Плач Юродивого  и Плач царевны Ксении в опере «Борис Годунов», Хор стрелецких жен в опере «Хованщина», романс «Из слез моих выросло много» и другие опусы. «Слеза» представляет собой небольшую пьесу-прелюдию, раскрывающую общее скорбное состояние. Известными музыкантами было сделано несколько переложений пьесы для разных инструментов, в том числе – для виолончели и фортепиано. Автором одного из них стал советский композитор Александр Крейн, закончивший Московскую консерваторию по классу виолончели, известный как автор аранжировок многих сочинений русских композиторов.
 
«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия (то есть, небольшой эпизод между основными номерами сочинения), она является частью знаменитой оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», над которой композитор работал в 1899-1900 годах. Эпизод звучит в конце третьего действия, когда Царевна-Лебедь обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу – царю Салтану. Крошечный виртуозный оркестровый фрагмент оперы (он звучит менее двух минут) обрел небывалую популярность, получив множество переложений для разных инструментов, в числе которых – и знаменитую интерпретацию для фортепиано С.В. Рахманинова. В сегодняшнем концерте «Полет шмеля» прозвучит в переложении для виолончели и фортепиано.
 
Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» (ор. 34) была написана П.И. Чайковским в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Произведение отличают яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
 
Выдающийся американский скрипач и композитор Ефрем Цимбалист родился в Ростове-на-Дону, был выпускником Петербургской консерватории, которую он закончил по классу виднейшего педагога Л. Ауэра в 1907 году, то есть в последние годы работы в ней Н.А. Римского-Корсакова. С 1911 года Цимбалист постоянно жил в США, гастролируя в различных странах мира, в том числе в СССР. Цимбалист был членом жюри нескольких конкурсов П.И. Чайковского. Свой концертный репертуар музыкант пополнял собственными сочинениями, в числе которых немалое место занимает жанр фантазии на темы из различных опер, например, «Кармен» Ж. Бизе и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова. Обращение к последней опере русского композитора стало своеобразной данью памяти великого художника. Использовав все основные мелодии оперы (тему Петушка, арию Шемаханской царицы и др.), Цимбалист создает яркую, виртуозную концертную пьесу свободной формы, словно заново разворачивая перед слушателями события вечной, неумирающей сказки.
 
Последние годы жизни М.П. Мусоргский (1839-1881) работал над оперой «Хованщина», посвященной событиям конца XVII века, когда столкнулись две силы — старая и новая Россия, представленная преобразованиями царя Петра. Оркестровым вступлением к опере, которую композитор так и не успел завершить, стала музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке». Здесь Мусоргский рисует картину пробуждающейся Москвы: музыка почти живописными красками создает удивительно красивый образ. Но смысл Вступления гораздо шире, оно раскрывает центральную идею оперы — рассвет над Россией, формирование нового исторического этапа. «Рассвет на Москве-реке» часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса. В сегодняшнем концерте она прозвучит в транскрипции Виталия Петрова.
 
Игорь Леонидович Худолей — известный российский композитор и пианист. Он окончил Московскую консерваторию и апирантуру по классу Я.В. Флиера, занямаясь также композицией в классе С.А.Баласаняна. В собственных сочинениях И.Л. Худолей регулярно обращался к наследию композиторов-классиков, в том числе М.П. Мусоргского, создав собственные интерпретации «Бориса Годунова» и осуществив транскрипцию «Ночи на Лысой горе». Концертная сюита по опере «Борис Годунов» (1991) включает 8 масштабных эпизодов, ключевых в сочинении Мусоргского. Она воспринимается как масштабная фреска, монументальное музыкальное полотно, повествующее о трагедии народа и царя. В программу сегодняшнего концерта включены два фрагмента Концертной сюиты – № 7 «Юродивый» с его знаменитым плачем и № 8 «Звоны», – не просто выразительная музыкальная картина, но трагическое предвестие гибели Руси.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан М.П. Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты – единственное в классической музыке.
Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».
1.  Гном. На рисунке Гартмана была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Этот характер и передает композитор своей музыкой.
2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с лютней.
3. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры. Стасов писал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек».
4. Быдло. В письме к Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колесах, запряженную волами.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В.Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
6. «Самуэль» Гольденберг и «Шмуйле». Гартман когда-то подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», сделанных в 1868 году в Сандомире и которые композитор тоже включил в свою галерею. В изданиях сейчас пьеса обычно называется «Два еврея, богатый и бедный».
7. Лимож. Рынок. (Большая новость). В нотной рукописи этой пьесы Мусоргский первоначально сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.
8.  Катакомбы. Римская гробница. На картине Гартман изобразил себя с другом и проводника с фонарем в руке в римских катакомбах в Париже.
С мертвыми на мертвом языке. Из «Катакомб» появляется минорная вариация «Прогулки», в которой автор словно разговаривает с духом Гартмана.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы».
10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества.
Свое сочинение композитор посвятил В. В. Стасову.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин