От классики – к новаторским идеям XXI века
09 апреля, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на программу цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов пианистка Елизавета Ключерёва и альтист Арсений Захаров. В программе – сочинения Моцарта, Шумана, Листа, Рахманинова, Метнера, Хиндемита и Нокса.
Крупнейшего немецкого композитора Пауля Хиндемита современники называли «All-round-musiker» («всемузыкант»). Он был универсален в творчестве, охватив практически все виды и жанры, играл почти на всех инструментах оркестра, и почти все они выступали в его сочинениях как солирующие: от арфы до контрабаса и тубы. С юности и до последних лет жизни не расставался с альтом. В 1920-х годах играл на альте в струнном квартете, созданном вместе со скрипачом Ликко Амаром. Музыкальный язык сочинений Хиндемита сочетает в себе полифоническую технику прошлого и идеи ХХ века. Его альтовые сонаты входят в число лучших творений композитора. Программу вечера откроет Соната для альта соло op.11 №5.
Гарт Нокс – один из выдающихся альтистов нашего времени, исполнитель музыки самых разных стилей: от средневековья до современной. Он известен также как автор новаторского сборника современных приемов игры на альте Viola Spaces. Сочинять музыку начал с конца 1990-х годов, после ухода из квартета Ирвина Ирдитти, в котором играл в течение семи лет. В концерте прозвучит его «Fuga libre» для альта соло, написанная в 2008 году. Вдохновленный творчеством Баха, это сочинение композитор начинает в барочном стиле, постепенно переходя в сторону современных форм и звучаний.
Четыре пьесы для альта и фортепиано «Сказочные картинки» (Märchenbilder) Роберт Шуман сочинил за четыре мартовских дня в 1851 году, посвятив их альтисту и скрипачу Вильгельму Йозефу фон Василевскому. В 1853 году сочинение было впервые исполнено в Бонне Василевским и Кларой Шуман. Солирующий альт в эпоху романтизма – редкое явление. Композиторы того времени предпочитали скрипку или виолончель. Поэтому «Сказочные картинки» Шумана занимают особое место в музыкальной литературе для альта. Характерные пьесы цикла технически сложны и наполнены причудливыми образами.
Рондо ля минор для фортепиано KV511 Моцарт написал в Вене весной 1787 года. Этому предшествовала его поездка в Прагу, где с огромным успехом шла «Женитьба Фигаро», была исполнена его Симфония № 38 и состоялись сольные концерты. Достоверных свидетельств того, что Моцарт исполнил свое Рондо на публике, не сохранилось. Опус был опубликован в Вене в 1787 году и переиздан различными издательствами после смерти композитора. Биограф Моцарта Герман Аберт назвал это сочинение «одним из самых важных клавирных рондо, когда-либо написанных».
Вторая фортепианная соната си-бемоль минор Рахманинова, написанная в 1913 году, по стилю близка этюдам-картинам и прелюдиям ор.32. Ее отличают взволнованно-романтический тон, масштабность, концертный характер и блестящая виртуозность. Сочинение посвящено пианисту Матвею Пресману. В 1931 году композитор создал вторую редакцию сочинения, сделав ряд купюр и фактурных изменений. В этой редакции Соната прозвучит в программе.
Немного волшебства в атмосферу вечера добавит музыка Николая Метнера. «Сказки» были его любимым жанром, в котором создано 38 миниатюр. Некоторым он давал названия, три пьесы имеют эпиграфы из Пушкина, Тютчева и Шекспира, остальные снабжены ремарками, помогающими понять идею автора. Одна из самых популярных пьес – Сказка для фортепиано фа минор op.26 №3. Простая по изложению, она покоряет искренностью, ярким мелодизмом. Свободно льющаяся кантиленная тема близка народной лирической песне.
Вокальная лирика Шумана принадлежит к высшим достижениям его творчества. Им создано более двухсот сочинений. Тонкий ценитель литературы, Шуман стремился, по его собственному утверждению, «передать мысли стихотворения почти дословно». В 1840 году он написал лучшие свои миниатюры на стихи Гёте, Гейне, Байрона, Бёрнса, других поэтов. Песня «Посвящение» («Widmung») ля-бемоль мажор написана на стихи Фридриха Рюккерта и посвящена Кларе Шуман. Миниатюра прозвучит в транскрипции для фортепиано Листа.
Ференц Лист одним из первых создал сочинения в жанре рапсодии. Виртуозные концертные фантазии на фольклорные темы он сочинял на протяжении более 30 лет. Его 19 Венгерских рапсодий основаны на темах венгерских и цыганских песен и танцев: «Я черпал богатство там, где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Пресбурга, Пешта…». В финале вечера прозвучит Венгерская рапсодия №9 «Пештский карнавал» для фортепиано ми-бемоль мажор.
Елизавета Ключерёва (фортепиано), 25 лет – выпускница Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста России профессора Владимира Овчинникова). С 2022 года является ассистентом-стажёром (класс того же педагога). Победительница Евразийских музыкальных игр (Казахстан, 2017), Международного Шопеновского конкурса (Эстония, 2018) и Международного конкурса пианистов в Лионе (Франция, 2018). Обладатель Гран-при 52 Международного фортепианного конкурса “Virtuosi per musica di pianoforte” (Чехия, 2019). Лауреат III премии Международного конкурса пианистов в Сингапуре (2020). Лауреат I премии Международного конкурса пианистов "Wandering Music Stars” (Израиль, 2023). Лауреат премии Артуро Бенедетти Микеланджели и обладатель приза зрительских симпатий Piano Academy Eppan (Италия, 2024). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Арсений Захаров (альт, композиция), 22 года – студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, доцента Романа Балашова, альт). Обладатель Гран-при I Всероссийского конкурса юных композиторов и музыкальных журналистов имени Николая Метнера в номинации «Композиция» (2018). Лауреат II премии VII Губернаторского международного юношеского конкурса имени Валерия Гаврилина в номинации «Композиция» (2019). Лауреат I премии Международного конкурса композиторов имени Загира Исмагилова в номинации «Сочинения для оркестра» (2020). Лауреат II премии и обладатель специального приза за лучшее исполнение концерта Альфреда Шнитке на IX Международном конкурсе альтистов Юрия Башмета «Viola masters». (Москва, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
09 апреля 2025 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 500 - 700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
Доступна оплата «Пушкинской картой»
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96