Арфа, скрипка и труба: от Баха до Гершвина
03 марта, в пятницу, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на камерный концерт из цикла «Вечера в Английском зале». В изысканном историческом зале Алексеевского дворца (наб.Мойки, 122) выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Екатерина Дворецкая (арфа), Арсения Сибилёва (скрипка) и Александр Рублёв (труба). В программе – сочинения Баха, Бетховена, Арбана, Изаи, Глинки и Гершвина. Партии фортепиано исполнят дипломант международных конкурсов Ирина Рюмина и лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков.
Партиты (в переводе с итальянского «деленная на части») Бах писал на протяжении всего творческого пути, значительная их часть была написана в Кетене, начиная с 1717 года. Эти сочинения предназначались не только для клавира, но и для оркестра, а также для сольных инструментов, например, для флейты и скрипки. Арфы в этом списке не было. Программу вечера откроет Партита №2 для клавира до минор в переложении для арфы соло американской арфистки Марии-Луизы Райан-Фореро.
Бетховенские скрипичные сонаты критики сначала называли «чрезмерно изысканными», но очень скоро разглядели в них «изобретательность, серьезный, мужественный стиль». Первые три сонаты для скрипки и фортепиано ор. 12, написанные в 1798 году, Бетховен посвятил своему учителю Антонио Сальери. В концерте прозвучит Третья соната ми-бемоль мажор. Она в свое время была раскритикована за нагромождение трудностей, отсутствие певучести. Однако прошло немного времени, и Adagio из этой Сонаты признали одним из самых красивых у молодого Бетховена.
Жан-Батист Арбан – французский музыкант, знаменитый в свое время исполнитель на корнет-а-пистоне, прославился также как автор «Полной школы игры на корнете и саксгорнах», опубликованной в 1864 году, и применяющейся до сих пор в музыкальной практике. А его талант в композиции проявился, в частности, в создании множества переложений и транскрипций известных произведений. В концерте прозвучат его Вариации на тему «Венецианского карнавала» для трубы и фортепиано. Итальянская народная песня «Карнавал в Венеции» в свое время была очень популярна. Ее брали за основу своих вариаций многие музыканты, среди которых Паганини и Боттезини.
Бельгиец Эжен Изаи прославился, прежде всего, как скрипач-виртуоз. Но его талант проявился и в композиторском творчестве, значительную часть которого составляют сочинения для скрипки. Поэма стала его любимым жанром, «наиболее благоприятным для выражения чувств». Создание поэм для скрипки и фортепиано инструменталист Изаи считал возможностью «соединить музыкальный интерес с той подлинной, большой виртуозностью, которой слишком пренебрегают с тех пор, как, забыв мастеров прошлого, инструменталисты не осмеливаются больше писать и предоставляют это тем, кто не знает профессиональных средств и секретов». В программе прозвучит его «Элегическая поэма» для скрипки и фортепиано ор.12.
Ноктюрн ми-бемоль мажор для арфы соло Глинки, написанный в 1828 году, - одна из первых миниатюр в этом жанре в русской музыке. Композитор создавал пьесу сразу для двух инструментов – фортепиано и арфы, которые широко использовались для домашнего музицирования, так популярного в те годы. Однако арфа наилучшим образом соответствовала романтической идее, заложенной в ноктюрне. Критики называют это сочинение «образцом русской арфной миниатюры первой половины XIX века, проникнутой элегическими, мечтательно-романтическими настроениями».
Джордж Гершвин – автор оперы «Порги и Бесс», множества мюзиклов и оперетт, музыки для театра и кино – в 26 лет написал самую знаменитую свою композицию. С первого исполнения в Нью-Йорке 12 февраля 1924 года «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром стала «визитной карточкой» Гершвина, а позднее и одним из самых популярных сочинений американской музыки. Премьеру исполнил сам автор, а в числе первых слушателей были Рахманинов и Стравинский. Успех сочинения был оглушительным. «Рапсодия в стиле блюз» в переложении для трубы и фортепиано Тимофея Докшицера завершит программу вечера.
03 марта 2023 г. Начало концерта в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122.
Стоимость билетов: 500-700 руб
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
Подробности:
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96