Фортепианные сонаты Бетховена и Прокофьева, сочинения для трубы Ибера и Бёме, «Размышление» Чайковского и Фантазия на темы «Кармен» для скрипки Розенблата
07 февраля, в среду, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт «Солисты Дома музыки в Мариинском». В Зале Рахманинова (ул. Декабристов, 37) выступят лауреаты международных конкурсов Арсения Сибилёва (скрипка), Тимофей Доля (фортепиано) и Алексей Иванов (труба). В программе: сочинения Бетховена, Чайковского, Прокофьева, Ибера, Бёме и Розенблата.
Жак Ибер – яркий представитель французской композиторской школы первой половины ХХ века, блестящий морской офицер и дипломат. В его музыке проявляются черты самых разных направлений: позднего романтизма, неоклассицизма, импрессионизма, некоторые модные течения XX века. «Все системы действительны, если из них извлекается музыка», - говорил Ибер. Он писал произведения самых разных жанров: от опер и балетов до музыки к кинофильмам. Немало работ композитор посвятил духовым инструментам. Программу откроет его Экспромт для трубы и фортепиано, написанный в 1951 году.
Немецкий композитор и трубач Оскар Бёме считается одним из основателей знаменитой советской школы трубачей. Уроженец Дрездена, в самом конце Х1Х века Бёме переехал в Санкт-Петербург, где сделал карьеру музыканта. Многие годы он был корнетистом знаменитого Мариинского театра, преподавал. Самое известное произведение Оскара Бёме – Концерт для трубы с оркестром, сочиненный в 1899 году.
Цикл из трех пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминания о дорогом месте» был создан Чайковским в мае 1878 года в поместье Надежды фон Мекк в Браилове. Первая публикация вышла с названием на французский манер Souvenir d’un lieu cher. Этот цикл входит в число самых популярных скрипичных сочинений композитора. В концерте прозвучит первая композиция сборника – «Размышление». Чайковский считал, что это «самая лучшая, но и самая трудная» пьеса цикла.
Одна из самых популярных опер – «Кармен» Бизе – вдохновляла на творчество многих композиторов. Современный российский композитор, аранжировщик и пианист Александр Розенблат в своем творчестве виртуозно совмещает классику и джаз. В этом стиле, взяв за основу музыку Бизе, он создал Фантазию на темы из оперы «Кармен». Она прозвучит в версии для скрипки и фортепиано.
«В своих сонатах Бетховен и выдающийся зодчий, и чуткий психолог, и знаток колоритной фортепианной инструментовки, владеющий тончайшими оттенками краски и светотени…», - писал Борис Асафьев. Сонату № 13 для фортепиано ми-бемоль мажор Бетховен написал в 1801 году и посвятил своей ученице княгине Лихтенштейн, возможно, отразив в сочинении очаровательный образ этой дамы – одновременно озорной и мечтательный. Подзаголовок «Sonata quasi una Fantasia» («Соната в духе фантазии») подразумевает импровизационный характер и свободную трактовку сонатного цикла. Произведение состоит из четырех частей, и в нем отсутствует сонатное аллегро.
Сонату №7 си-бемоль мажор Прокофьев начал сочинять в 1939 году, а закончил в военном 1942-м. В концепции произведения отражена атмосфера военного времени. Первый исполнитель Сонаты Святослав Рихтер говорил: «Соната бросает вас сразу в тревожную обстановку потерявшего равновесие мира. Царит беспорядок и неизвестность. Человек наблюдает разгул смертоносных сил... Он вместе со всеми протестует и остро переживает общее горе. Стремительный наступательный бег, полный воли к победе, сметает все на своем пути. Он крепнет в борьбе, разрастаясь в гигантскую силу, утверждающую жизнь».
Тимофей Доля (фортепиано), 30 лет - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где окончил ассистентуру-стажировку в классе того же педагога. С 2019 года – ассистент-стажер Венского Университета музыки и исполнительского искусства (класс профессора Яна фон Арнима). Лауреат III премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии IV Международного онлайн конкурса пианистов “City of Vigo” (Испания, 2020). Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Рудольфа Керера (Москва, 2021). Обладатель стипендии Президента РФ для талантливой молодежи (2016). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Арсения Сибилёва (скрипка), 22 года - студентка Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского (класс Заслуженного артиста РСФСР, профессора Сергея Кравченко). Победительница (Золотая медаль) XVIII Молодежных Дельфийских игр России (2018, 2019). Лауреат III премии IV Международного конкурса скрипачей им. Леонида Когана (Бельгия, 2020). В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера начала 18-го века Гаэтано Паста, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Дома музыки с 2020 года.
Алексей Иванов (труба), 28 лет – выпускник Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова (класс доцента Бориса Табуреткина). С 2014 года – артист оркестра Мариинского театра. Лауреат II премии Международного конкурса трубачей в Вильнюсе (2018). Победитель и обладатель специального приза Международного конкурса Trumpet Talents Tallinn (2019). Лауреат VII премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Дома музыки с 2011 года.
07 февраля 2024 г. Начало концерта в 19.30
Санкт-Петербург. Ул.Декабристов, 37. Зал Рахманинова Мариинского театра
Стоимость билетов: 500 - 1000 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 326 4141
Аудитория: 6+
Проект «Оркестр Мариинского театра и солисты Дома музыки» стартовал в 2008 году. На сцену Концертного зала Мариинского театра приглашены выступать сольно и с коллективом прославленного симфонического оркестра Мариинского театра самые успешные солисты Дома музыки.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96