Мирослав Култышев, Александр Ключко, Ева Геворгян, Александр Кашпурин
«Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».
(С.В.Рахманинов)
1 апреля музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения Рахманинова – композитора, чью музыку называют символом России, гениального пианиста и дирижера, аристократа духа, уроженца Новгородской губернии, многие годы прожившего в эмиграции и бесконечно тоскующего по Родине. О феномене «самого русского композитора» размышляют солисты Дома музыки, исполняющие его произведения.
Пианист Мирослав Култышев, победитель ХIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2007):
Во всем творчестве Рахманинова растворена Великая Грусть, подобия которой, а тем более в столь концентрированном виде, мы не найдем у других композиторов. Волшебство пианизма Рахманинова в его особой рельефности и скульптурности. Каждая нота, сыгранная Рахманиновым (к счастью, сохранилось немало записей) - чистое золото. Несмотря на свою, подчас, интровертность и герметичность, его музыка проникает в сердце каждого человека, резонируя с самыми глубокими пластами человеческой души.
Пианист Александр Ключко, Лауреат I премии Международного конкурса им. С.В. Рахманинова (2022):
Рахманинов, на мой взгляд, уникален своим мелодизмом, типом развертывания формы, очень пианистичным изложением фактуры. Его музыка особенно созвучна русской душе, близка русской культуре, мне кажется, он продолжает путь Мусоргского, но если Мусоргский обращается к вполне конкретным историческим событиям в своем творчестве, то музыка Рахманинова ощущается на бытийном уровне. И, конечно, для нас, изучающих его музыку через 100 лет, все его творчество пронизано ощущением трагедии - потери своей Родины. Мы, зная об этом, можем почувствовать эту потерю даже в произведениях, написанных до отъезда из России. Ностальгия - превалирующее ощущение от его музыки для меня, ностальгия по дому, ностальгия по прошлому, ностальгия метафизическая, трансцендентная.
Рахманинов был величайшим пианистом, конечно же, записи его собственных произведений являются эталонными, но и записи произведений других композиторов вызывают огромный интерес. В его записях сонаты Шопена или "Карнавала" Шумана чувствуется гигантская индивидуальность и свежесть интерпретации. На мой взгляд, помимо технического совершенства, в пианизме Рахманинова поражает невероятная дифференциация фактуры, потрясающий звуковой контроль над разными ее пластами, кристально ясное творческое намерение и его звуковое воплощение.
Музыка Рахманинова таинственна во многом, благодаря его модернистскому гармоническому языку. Синтез этого гармонического многообразия и романтической мелодии в обрамлении изобретательной фортепианной фактуры создает совершенно особое ощущение. В его поздних сочинениях ритм также становится важнейшим средством выразительности, созвучным новому времени, в характере произведений появляются иногда саркастичные настроения, а иногда фатализм прожитой жизни.
Пианистка Ева Геворгян, Лауреат III премии I Международного конкурса им. С.В. Рахманинова (2022).:
В музыке Рахманинова огромная энергетическая мощь, воля и сила, большое внутреннее напряжение и любовь к Родине, его глубокие переживания. Знаменитый колокольный звон, который Рахманинов не раз передавал в своих произведениях, лично меня гипнотизирует, я не могу оторваться от его музыки. Рахманинова не получится слушать фоном, он вовлекает и увлекает настолько, что ты забываешь о том, где находишься.
Как известно, у Сергея Васильевича были очень большие руки, поэтому для него не составляло труда брать широкие аккорды, которыми наполнены его произведения. Но все же главным для Рахманинова была не техника, а интерпретация, способность донести до слушателей концепцию произведения, на благо которой и служил его безупречный пианизм. Поэтому для меня волшебство его пианизма неразрывно связано с воплощением всех задуманных идей, а это становится возможным только тогда, когда достигнута полная свобода пианистического аппарата. Читала, что Рахманинов регулярно делал комплекс упражнений для растяжки сухожилий и мышц.
Для меня музыка Рахманинова - это стихия, океан эмоций и этот океан живой, он дышит. Как будто ты сел в лодку, и тебя понесло по волнам, и вот ты уже становишься частью этого океана и сливаешься с ним в единое целое. Ты остаешься один на один с этой музыкой и больше никого нет в этом мире. Безумно красивые, длинные, пластичные мелодии, богатая, полифоничная фактура, захватывающие кульминации. Но самое главное - музыка Рахманинова попадает прямо в сердце навсегда.
Пианист Александр Кашпурин, победитель I Международного фортепианного конкурса русской музыки (2020):
Рахманинова отличает от других композиторов особая духовность, которая есть в его музыке. Это не духовность назидательная, а, по моему мнению, духовность как основа всего его творческого мира. Она проста и одновременно с этим чрезвычайно многогранна. Его образный мир очень ранимо передает тончайшие настроения, создавая невероятный диапазон от «Вокализа» до, к примеру, его романсов «Диссонанс» или «Ау!». Это художник, который, не используя ни одной «цитаты» из народного или церковного творчества, способен создать музыкальную ткань такой силы и культурной мощи, что они воспринимаются как аллегория русскости.
Рахманинов создал совершенно новый подход, новое отношение к фортепиано как явлению. Его пианизм - то широкий и крупный, то компактный и виртуозный - результат творческих, а не технических поисков. Отсутствие эффектности, но виртуозность как необходимость, как высший трансцендентный язык музыки - главные черты рахманиновского пианизма. Он обогатил фортепианную технику, заставив буквально каждый палец вести свой голос.
Тайна красоты Музыки (именно с большой буквы) Рахманинова - в смирении. Рахманинов служил музыкой Богу и людям, никогда не считая себя лучше других, восхищаясь настоящими талантами и помогая всем вокруг, насколько это возможно.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова