"Из стали и золота..."
Рахманинов был создан из стали и золота;
Сталь — в его руках, золото — в сердце.
Иосиф Гофман
Среди блистательных гениев русского искусство С. В. Рахманинов занимает одно из самых значительных мест. Отечественная музыка не знала личности столь многогранной, высоко духовной и по особому русской, открывшей своим искусством композитора, пианиста, дирижера новые миры. Но, всегда чрезвычайно требовательный к себе, музыкант на склоне лет писал: «Я никогда не мог разобраться, в чем же состоит мое истинное призвание, кто я — композитор, пианист или дирижер. Эти сомнения преследуют меня и по сей день».
В период обучения в Московской консерватории Сергей Рахманинов сдавал экзамен по гармонии комиссии, во главе которой был его кумир —П. И. Чайковский. Знания будущего композитора единогласно был оценены на «пять с плюсом», но затем Чайковский собственноручно приписал к пятерке еще три плюса.
Концертная деятельность Рахманинова, начавшаяся в юности, продолжалась до последних дней жизни музыканта. Практически ежегодно он давал около 100 концертов, включая в программы сочинения классического репертуара, неизменно исполняя и собственные пьесы.
Рахманинов создавал свои произведения во многих жанрах: его фортепианные концерты, симфонические сочинения, фортепианные и вокальные опусы становились репертуарными и входили в концертные программы многих музыкантов во всем мире. Но самым известным сочинением композитора оставалась Прелюдия до диез минор, созданная в студенческие годы, воспринимаемая в дальнейшем как своеобразный символ музыки Рахманинова вообще.
2023 год – юбилейный не только для С. В. Рахманинова. В 1873 году родился еще один гений русского искусства, великий бас Федор Иванович Шаляпин (1873-1938). Тесная дружба соединяла двух музыкантов до конца дней. Рахманинов говорил: «Моя связь с Шаляпиным – одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний в моей жизни».
В одном из английских журналов к 60-летию С.В. Рахманинова была напечатана статья, в которой, в частности, говорилось: «Мы, группа деятелей музыкальной культуры Англии, поклонники всего прекрасного, что есть у нас, в Европе, Америке — мы благодарим светлое имя Рахманинова, его существование, его гений, его величайшую доброту: он одарил умением своим передать чужую музыкальную мысль так, словно эта мысль его собственная»
З.М. Гусейнова