«Всю музыку, которую играю – люблю»
Арина Антоносян родилась в 2002 году в Анапе. Обучаться музыке начала в Детской школе искусств №4 (класс Ирины Романовой). Обучалась на подготовительных курсах в колледже искусств имени Д.Д. Шостаковича в г. Новороссийск (класс Зельфиры Иксановой). В 2016 году поступила в Среднюю специальную музыкальную школу (колледж) при Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова (класс профессора Сергея Осипенко). С 2020 года – студентка консерватории в классе того же педагога; с этого же года является обладателем Гранта Президента РФ. В 2018 году стала лауреатом I премии XI Международного конкурса юных пианистов имени К.Н. Игумнова. В 2021-м – лауреатом XI Международного конкурса «BALYS DVARIONAS» в Вильнюсе. В 2022-м – II премия и специальный приз IV Всероссийского музыкального Конкурса. Выступала с различными симфоническими оркестрами, в числе которых Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова и Государственный симфонический оркестр Армении. В 2023-м Арина Антоносян стала лауреатом I премии XIX Международного конкурса им. Арама Хачатуряна в Ереване и финалисткой Всероссийского проекта Санкт-Петербургского Дома музыки «Река талантов».
Арина Антоносян: Для меня проект «Река талантов» стал настоящим открытием! Сама идея мне очень нравится. Это уникальная возможность для начинающих свой путь музыкантов получить бесценный опыт от настоящих мастеров. Это ново и в наше время достаточно актуально! Но особенно важно то, что этот опыт может получить музыкант из самой дальней точки нашей страны. Думаю, аналогов такому нет. Огромная благодарность Санкт-Петербургскому Дому музыки и художественному руководителю Сергею Павловичу Ролдугину за большую работу в выявлении новых талантов.
Я считаю, что для музыкантов, которые хотят видеть себя во многих направлениях, очень важно пробовать новое. Я имею в виду и общение с мастерами, и выступления как солиста, не менее важным считаю работу и выступления в качестве камерного музыканта. Это формирует грамотное музыкальное мышление. А такие проекты только способствуют ускоренному росту. У каждого свои сложности: кому-то сложно выстраивать отношения с педагогом, другим же сложнее справляться с нервами на сцене. Это все очень индивидуально. Что совершенно точно, так это то, что где тяжело и непонятно, туда и надо направлять внимание.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): В рамках проекта Вы будете исполнять 11 ноября Второй фортепианный концерт Рахманинова в Ярославской филармонии. Что для Вас особенного в этом сочинении и в целом в музыке этого композитора.
Арина Антоносян: Для меня это произведение – воплощение масштаба России. Композитор очень точно передает культурные ценности народа. В разные периоды Концерт несет разный смысл. Я слышу в этом Концерте много боли. Несмотря на то, что финал заканчивается в мажоре, мне не кажется, что это утверждение чего-то великого, это скорее вера в то, что будет так. В целом, музыка Рахманинова для меня – это то, как звучит Россия.
СПДМ: Вы исполняете очень сложные сочинения (не только технически сложные, но и эмоционально, психологически), как Вы преодолеваете диссонанс между Вашим психологическим возрастом и «взрослым» сочинением?
Арина Антоносян: Часто задумываюсь: «что» это самое главное, что в итоге влияет на окончательное формирование того или иного сочинения. Ответа нет. Я могу сказать, что, с одной стороны, педагог на это влияет, раскрывает смысл под другим углом. Но в основе все равно лежит самостоятельное понимание. Невозможно скопировать чье-то мнение, в таком случае наше искусство теряет смысл. Для меня важно услышать язык композитора в произведении. Пока этого не происходит, сочинение находится в негодном состоянии. Каждое сочинение своеобразно и уникально, следовательно, видение и работа над каждым произведением неповторима.
СПДМ: Как Вы выстраиваете отношения с оркестром, дирижером, с которыми предстоит выступать? Случается ли, что Ваше мнение как солиста не вполне совпадает с мнением дирижера, и как в таком случае выйти на компромисс?
Арина Антоносян: Я стараюсь всегда слушать дирижера. Проблемы часто возникают из-за темпов, а не интерпретации. У молодых солистов есть особенность «убегать» от оркестра. Я понимаю, что дирижер слышит музыку совсем иначе, и обычно иду на компромисс. Но это требуется крайне редко, обычно с первой репетиции все идет удачно.
СПДМ: Кто познакомил Вас с музыкой? Есть ли в семье музыканты?
Арина Антоносян: Моя история знакомства с инструментом началась в возрасте 4 лет. Моя семья, несмотря на абсолютный слух у каждого, никогда не была связана с классической музыкой профессионально. Больше всего с миром искусства была знакома моя бабушка Анна, ее родной брат – греческий художник и мастер резьбы по дереву. Именно она заметила во мне способности и интерес к музыке, хотя на тот момент инструмента дома не было. Она заявила, что внучка будет пианисткой и дала указание родителям срочно приобрести инструмент и привезти его домой. Только после этого меня отвели в музыкальную школу. Я ей очень благодарна и признательна!
Я помню самый первый урок в музыкальной школе с моим любимым и замечательным педагогом – Романовой Ириной Рафаэльевной. Она настолько деликатно и правильно работает, что ребенок как будто сам учится в таком юном возрасте. Не давит своим авторитетом. Она всегда и во всех детях видит потенциал. И всегда «заражает любовью». Знаете, бесценны те педагоги, кто в маленьких музыкальных школах прививают маленьким детям любовь к музыке. Они воспитывают настоящих музыкантов, именно они! Благодарю Бога за то, что он дал мне такого учителя. В большей степени она повлияла на мое отношение к музыке. После окончания музыкальной школы, я совсем недолго училась в колледже имени Дмитрия Шостаковича в Новороссийске у Зельфиры Каировны Иксановой. Это очень культурный и разносторонний человек. Она значительно расширила мне кругозор и, наверное, научила правильной самокритике. После 6 лет музыкальной школы и одного года в колледже, я поступила в школу (колледж) при Ростовской государственной консерватории имени Сергея Рахманинова в класс профессора Сергея Ивановича Осипенко. Наше знакомство началось почти 15 лет назад. Он действительно уникальная фигура. Его влияние на мое становление как музыканта огромно и по сей день.
СПДМ: Ваш преподаватель профессор Сергей Осипенко был учеником Льва Оборина. Как Вам кажется, помимо чисто преподавательской преемственности у этих музыкантов есть что-то общее в отношении к музыке, к профессии?
Арина Антоносян: В нашем классе роль и значение Льва Николаевича Оборина очень велико. Нередко на занятиях со своими учениками Сергей Иванович рассказывает о методах преподавания Льва Николаевича. Как сейчас помню слова «по формуле Оборина», и дальше его метод. Безусловно, это авторитет учителя и уважение к нему. Но по характеру они разные, сколько слушала записей Льва Оборина, кажется, Сергей Иванович – человек более тонкой душевной организации.
СПДМ: Гастрольная жизнь, учеба в консерватории, участие в конкурсах – все это требует и времени, и максимальной сосредоточенности, как в таком ритме у Вас получается удержать равновесие, сохранять гармонию?
Арина Антоносян: На самом деле, такая жизнь мне очень нравится, я люблю видеть людей, играть для них, люблю критику и разность мнений. Я с большим уважением отношусь к педагогам консерватории по другим дисциплинам, однако успевать ходить на пары порой дается сложнее, чем выучить концерт за неделю. В ментальном плане помогает общение с близкими людьми и чтение правильной литературы.
СПДМ: Что Вас интересует в жизни кроме музыки?
Арина Антоносян: С детства любила шахматы, но серьезно особо не занималась ими. Я слежу за этим миром, и мне очень интересно наблюдать за новыми звездочками. В данный момент больше интересует изучение языков. Это очень помогает в музыке. Когда мыслишь на другом языке, фразы выстраиваются совсем иначе. Это и объясняет то, что многие зарубежные музыканты играют непривычно для нас.
СПДМ: С кем из композиторов Вам еще не удалось «найти общий язык», но очень хотелось бы? И с какой музыкой, напротив, легко, понятно и органично?
Арина Антоносян: У каждого композитора свой почерк, свое лицо и место в музыке. Всю музыку, которую играю – люблю. Нет ни одного композитора, с которым не удавалось найти связь. Есть сочинения, которые требуют большей отточенности, а это – вопрос времени. Могу сказать, что музыка 20 века намного понятнее и ближе мне. Она требует меньшей подготовки. Но если говорить о самом звучании произведений, то это вообще далеко от меня. Мне близка музыка эпохи романтизма, как и большинству, думаю. Люблю также аутентичную музыку разных народов. Всегда ухо улавливает мотивы даже в самых известных сочинениях.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова