«Для меня принципиально важно не останавливаться в развитии, не консервировать интерпретацию…»
Александр Ключко родился в 2000 году в г. Саранске Республики Мордовия. Обучался в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена (класс преподавателя Сергея Арцибашева). Выпускник Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже (класс профессора Рены Шерешевской). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Павла Нерсесьяна). Пианист выступал с Национальным филармоническим оркестром России, Испанским симфоническим оркестром радио и телевидения, Симфоническим оркестром Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, Юношеским оркестром Каталонии, Ростовским академическим филармоническим оркестром и многими другими. Играл в Большом и Малом залах Московской консерватории, Московской филармонии, Капелле Санкт-Петербурга, Большом театре, Зале Альфреда Корто (Париж), Palacio Festivales de Cantabria (Сантандер), Дворце Каталонской Музыки (Барселона) и др. Александр Ключко многократно становился победителем на престижных международных конкурсах: в 2016 году – на VI Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко в Екатеринбурге; в 2017-м - на IV Международном конкурсе молодых пианистов “Astana Piano Passion” в Казахстане и IX Международном конкурсе музыкантов-исполнителей им. Наримана Сабитова в Уфе; в 2018-м – на XX Международном конкурсе пианистов Иль-де-Франс во Франции и XIII Международном конкурсе молодых музыкантов в Москве; в 2019 году пианист стал лауреатом II премии 65 Международного музыкального конкурса Марии Канальс (Испания); 2020-й принес победу на V Манхэттенском международном музыкальном конкурсе в США. В июне этого года список профессиональных побед пополнился Первой премией и золотой медалью Международного конкурса имени С.В.Рахманинова.
Александр Ключко: Любой конкурс является довольно серьезным испытанием, прежде всего, психологически, потому что любой конкурс – это, в первую очередь, стресс, но и физически это, конечно, было тяжело, потому что четыре больших тура с разной программой, которую нужно было готовить, и выступление в Большом зале Консерватории - это очень большой зал, который требует очень больших затрат. Поэтому, конечно, это было непросто. Я больше всего доволен из сольной программы, пожалуй, Вальсом Скрябина и своим выступлением в финале: Концертом Равеля и, наверно, даже в большей степени Концертом Рахманинова. Я стараюсь больше думать о каких-то творческих победах, потому что музыка и спорт – это вещи не совсем совместимые. У меня нет задачи как таковой выиграть конкурс. Для меня самым важным было достичь чего-то именно в творчестве, в интерпретации того репертуара, который я играл на сцене. Для меня принципиально важно не останавливаться в развитии, не консервировать интерпретацию на каком-то определенном уровне, а все время продолжать находить что-то и развивать свои находки.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): По словам Рахманинова: «У талантливого студента никогда не спит чувство интерпретации. Оно всегда бодрствует, даже если талант ещё совсем молод… Но, если есть талант, это чувство живо и действенно.» По-рахманиновским меркам, Вы правильный студент?
Александр Ключко: Я очень надеюсь, что меня можно подвести под эту рахманиновскую концепцию. Мне кажется, в жизни любого музыканта случаются такие моменты, когда он в своем творчестве идет по накатанной дороге. Эти моменты очень опасны. И я всячески стараюсь их избегать. Я стараюсь не допускать этого замыливания уха, поэтому стараюсь играть разным людям, слышать разные точки зрения, стараюсь довольно часто менять программу, потому что при большом количестве концертов и при исполнении одной и той же программы наступает некая усталость, и в этой ситуации как раз это замыливание более вероятно. Смена программы помогает в этом случае. Но в целом, я надеюсь, что я подхожу под это описание.
СПДМ: Вы прошли обучение в Высшей школе музыки им. Альфреда Корто в Париже. Какие там существуют постулаты? И есть ли принципиальные отличия от системы, существующей в Московской консерватории или Колледже Шопена?
Александр Ключко: Если говорить о моем обучении в Высшей школе музыки имени Корто, то главным отличием от колледжа имени Шопена, от Московской консерватории является некоторая свобода в выборе предметов. Потому что в школе имени Корто основной упор идет на занятия с педагогом, на непосредственную подготовку программы к конкурсам и концертам. Все остальные теоретические предметы идут опционально, то есть студент сам волен выбирать, какие предметы он хочет проходить, а какие нет. С одной стороны, это хорошо, потому что есть некоторая свобода, больше свободного времени на занятия, не такое плотное учебное расписание. Но здесь, конечно, есть большой соблазн не заниматься теорией, что не очень хорошо. Потому что фундаментальное теоретическое систематическое образование мне кажется очень важным для любого музыканта, и тем более для концертирующего музыканта.
СПДМ: Из чего складывается индивидуальный стиль музыканта? Как над ним нужно работать, чтобы когда-нибудь сказали, что он уникальный – неповторимый – фирменный. И как не «пойти по стопам» абсолютных авторитетов в музыке и не начать заимствовать их приемы, манеру?
Александр Ключко: Я не могу сказать, что индивидуальный стиль музыканта – это какая-то объективная вещь, которую можно достичь какими-то определенными приемами. Мне кажется, что стиль музыканта складывается естественным образом. Потому что все музыканты подвержены каким-то влияниям своих педагогов, своих любимых музыкантов и так далее. Мне кажется, если искусственно извне пытаться добавить в свой стиль какие-то определенные приемы, то это сразу заметно, и теряется абсолютно необходимая естественность поведения на сцене, естественность за роялем и даже естественность в исполнительском плане. Я не вижу какой-то проблемы в том, чтобы идти по стопам каких-то великих музыкантов, потому что в наше время у нас есть огромное количество записей, которые мы можем слушать. И мне кажется, что это один из источников вдохновения. Можно отмечать какие-то интересные находки. И потом уже, трансформируя через свое собственное исполнительское видение, как-то их использовать. Скопировать точь-в-точь в любом случае не получится. Потому что нет абсолютно одинаковых пианистов. И опять-таки все зависит от естественности. Если человек откровенно будет пытаться копировать, например, Плетнева или Соколова, то, с одной стороны, это будет заметно, что человек пытается копировать, а с другой стороны, у него все равно не получится это как у Плетнева или как у Соколова, потому что он не такой пианист и не такой музыкант.
СПДМ: Какая музыка, на Ваш взгляд, наиболее созвучна нашему времени?
Александр Ключко: На этот вопрос можно ответить по-разному. Конечно, у нас есть современная музыка, которая пишется в наше время. И есть какие-то тенденции и направления современной музыки, которые присущи именно нашему времени. Если отвечать по-другому, то для меня, например, вопрос актуальности какой-то музыки, будь то Бах, будь то Рахманинов или Шопен, совершенно не стоит. То есть для меня вообще нет вопроса неактуальности музыки этих композиторов. Я думаю, большое количество людей слушает классическую музыку, потому что это музыка вне времени, несмотря на все различия в стилях и жанрах в музыке.
СПДМ: 8 октября в Капелле в цикле Дома музыки «Музыкальная сборная России» Вы будете выступать с симфоническим оркестром Капеллы. В программе, в частности, Концерт Скрябина. Вам близки его новаторские идеи, его философия?
Александр Ключко: Если говорить о Скрябине, то, конечно, это феномен. И если говорить о его философских идеях, то это очень интересно. Его мечта о создании мистерии – это парадокс, на мой взгляд, потому что это мечта изначально несбыточная. И он всю жизнь стремился воплотить эту мечту, несмотря на понимание того, что это невозможно. Это очень романтическая, на мой взгляд, концепция. Я не так давно начал исполнять произведения Скрябина. Хотя на данный момент я уже исполнил несколько его сонат, исполнил цикл Прелюдий, Пьесу для левой руки, Вальс. Вот сейчас я буду исполнять Концерт Скрябина. Этот композитор меня очень привлекает, в первую очередь, благодаря своим каким-то эмоциональным характеристикам. И я очень рад, что буду исполнять Концерт Скрябина в Капелле Санкт-Петербурга в проекте «Музыкальная сборная России». Я уже несколько раз участвовал в концертах этого проекта. И, конечно, я должен сказать большое спасибо Дому музыки, потому что это огромная поддержка молодых музыкантов. У нас уже сложилась такая команда исполнителей. Мы практически все друг друга знаем. И встречаемся в разных городах на концертах этого проекта. И я очень рад, что такая возможность у нас есть.
СПДМ: Ваш самый безрассудный или смелый музыкальный порыв?
Александр Ключко: Я довольно рациональный человек. Это в моем характере. Если говорить о каких-то порывах, то для меня, например, таким порывом было взяться за исполнение 29-й сонаты Бетховена «Hammerklavier», потому что эта соната огромная и представляет огромную сложность абсолютно для любого музыканта. И я надеюсь, что что-то в этой сонате у меня получилось. Я ее исполнил несколько раз в разных городах России. Для меня порыв – исполнить какое-либо произведение, что-то выучить в довольно краткие сроки. Я не могу сказать, что я безрассуден в своих каких-то музыкальных порывах на сцене. Конечно, бывают какие-то эмоциональные спонтанности в ходе исполнения, но я не могу назвать их безрассудными.
СПДМ: Состояние преодоления Вам знакомо, когда музыка, к примеру, «не поддается», не находится нужный ключ?
Александр Ключко: Конечно, такие состояния преодоления знакомы абсолютно всем музыкантам. Они бывают разные. Бывает, что музыка того или иного композитора тяжело поддается. Для меня, например, всегда тяжело работать над произведениями Шопена. Это какое-то особое свойство его музыки. Мне всегда требуется довольно большое количество времени, чтобы как-то почувствовать себя комфортно в исполнении произведения Шопена. Бывают ситуации, когда, например, то или иное место в произведении технически не получается. И тоже тут могут быть разные варианты решения. Как-то поменять подход к занятиям именно в этом месте. Иногда помогает, наоборот, вообще перестать заниматься этим произведением, а потом через какое-то время к нему вернуться, и уже свежая голова помогает найти верное решение.
СПДМ: У Вас получается совершать открытия? К примеру, находить в музыке что-то, прежде никем не увиденное, не до конца понятое?
Александр Ключко: Я надеюсь, что у меня получается совершать открытия. Это, конечно, судить публике. Было бы очень самонадеянным говорить, что я исполняю то или иное произведение так, как не исполняет его никто. Я не занимаюсь никаким сравнительным анализом всех записей того или иного произведения, чтобы найти что-то, что есть только у меня в интерпретации. Но я надеюсь, что в ходе работы я нахожу что-то, и я всегда стараюсь находить что-то, чего я никогда не замечал в том или ином произведении. А уже в более широком контексте, я думаю, что это будет судить публика и будет судить история.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH